Перейти к содержанию
SimRussia.com

Artem Crum

Crew member
  • Публикаций

    115
  • Зарегистрирован

  • Посещение

Репутация

198 Положительная

Информация о Artem Crum

  • Звание
    Абитуриент

Contact Methods

  • Website URL
    http://onfinal.ru
  • Skype
    artem.crum
  • Страна (Country)
    Russia

Profile Information

  • Пол
    Мужской
  • Location
    ULAA

Посетители профиля

1 026 просмотров профиля
  1. Есть. Панели управления приборами и авионикой готовы. Софт уже почти дописан. Но рассказ будет позже... где-то в июне.
  2. Хех... развели тут оффтопик, понимаешь. Сорри, долгое время не было времени/возможности продолжить рассказ. Теперь продолжаю. Итак, эпопея завершена — панель смонтирована на место, управляющий софт написан, все работает, как и было задумано. Рассказываю о последнем этапе. Остановились мы на том, что панель была собрана, оставались лишь небольшие конструктивные мелочи. Но, как это обычно и бывает, если трудности могут возникнуть, они возникнут обязательно, а если они не могут возникнуть, то возникнут все равно. В итоге, первая попытка забрать панель у мастера завершилась провалом — обнаружились некоторые мелкие просчеты и конструктивные недоработки, из-за которых передача изделия задержалась еще на месяц. Хорошо, что была возможность заехать и посмотреть на панель своими глазами, потому что, если бы она в таком виде приехала в Архангельск, пришлось бы дорабатывать ее своими руками. В очередной раз убедился, что разработка сложного устройства не менее сложная задача, чем его фактическое изготовление. Нужно учесть огромное количество специфических и не всегда очевидных для исполнителя факторов, которые, однако, существенным образом влияют на эксплуатационные характеристики. Одна из таких «мелочей» — простота доступа в корпус устройства. По общей логике, панель не предполагала, что конечному пользователю придется в нее залезать — внутри ведь все сделано на совесть! Поэтому, чтобы получить доступ к потрохам нужно было снять лицевую фальшпанель, крепление которой не было рассчитано на многократное снятие-установку, и только из-под нее открывался доступ к винтам крепления верхней панели, которая открывает доступ к внутренностям. Пришлось просить переделать, и очень хорошо, что переделали, потому что вскрывать панель пришлось буквально в тот же день, как получил ее в руки, а потом она еще шесть раз вскрывалась по разным поводам. К счастью, множества подобных проблем удалось избежать на стадии вдумчивого проектирования и, благодаря ответственному подходу со стороны мастера, который тоже к делу подходил не механически, а ответственно и с головой. Тем не менее, пуско-наладочные работы заняли еще несколько недель. Во-первых, пришлось менять несколько тумблеров. Один просто механически развалился, у другого сломалась подсветка, у пары — дребезжали контакты и еще несколько трехпозиционных были из какой-то левой партии и среднее положение у них плохо фиксировалось. Причем ладно бы все эти косяки обнаружились разом, но ведь они все по очереди вылезли на поверхность. Были и еще некоторые подобные проблемки, из-за которых панель в очередной раз приходилось снимать, разбирать, и снова устанавливать на место, но все это дело житейское. Другим большим этапом было написание софта для управления индикацией. В этом вопросе не перестаю нахваливать контроллеры F3 и лично их разработчика — Станислава (kreml). Отличные контроллеры! Настраиваются очень гибко, и всегда есть возможность проконсультироваться и получить подсказку по всяким тонкостям. И здесь же огромная благодарность Евгению (Shaman_2010), который поделился своей библиотекой для управления контроллерами в Delphi — сэкономил кучу сил и времени. В итоге, вся логика была написана и увязана с симулятором буквально за неделю. В качестве базы использована LINDA, поэтому вся индикация легко адаптируется под любую модель в симуляторе. Поделюсь одним интересным решением, основанном на, так скажем, недокументированном свойстве контроллеров F3 при работе с цифровыми датчиками KMA и кольцевыми магнитами. Задача была в том, чтобы сделать «бесконечное» колесо триммера. Если кто-то пользовался триммером Saitek, то вы знаете, в чем его проблема — оно, хотя и не имеет физических упоров, жестко привязано к оси джойстика. Крутим колесо — ось ползет, пока не достигнет предельного значения. Если крутим колесо дальше, ничего не происходит — ось джойстика стоит в предельной точке. Крутим обратно — ось тоже ползет обратно до противоположного предела. Все просто и логично. В симуляторе видим отдельный джойстик с одной единственной осью, которую мы и вешаем на триммер рулей высоты. И все работает отлично до тех пор, пока мы не включаем в симуляторе автопилот, который работает через ту же самую ось триммера. Автопилот не может изменить положение оси в джойстике — он меняет только значение виртуальной оси внутри симулятора, поэтому при его отключении возникает дельта между значением физической оси в джойстике и логической оси в симуляторе. И стоит в этой ситуации прикоснуться к колесу, значение логической оси рывком уравнивается с физическим, и в этот момент самолет в симуляторе бросает в соответствующем направлении. Инженерам Сайтека, которые не продумали этот момент стоит сделать очень больно, потому что одним этим мелким и легко исправимым просчетом, они полностью испортили хороший во всем остальном девайс. Вот эту проблему и требовалось решить. Один из очевидных вариантов решения — повесить колесо на энкодер физический или оптический энкодер. Но оба эти варианта сложны механически и либо не обеспечат большой точности, либо упрутся в возможности симулятора по скорости считывания состояния кнопок. Смысл и главное удобство колеса триммера в том, чтобы оно обеспечивало «аналоговое» ощущение реального физического триммера — то есть, чтобы считывались даже микродвижения колеса, причем безо всякого люфта и софтверного лага — именно так, как оно ощущается в реальном самолете. И вот здесь на выручку приходят датчики KMA и кольцевые магниты. Фокус в том, что датчик считывает поворот магнита ровно на 180 градусов, в дальше, если продолжать вращать магнит в ту же сторону, датчик сбрасывает показания на противоположный конец оси и начинает отсчет заново. То есть, пока мы крутим колесо в одну сторону, значение оси будет увеличиваться, доходить до предела, прыжком сбрасываться на противоположный конец и снова нарастать в том же направлении. А это дает нам возможность запустить в симуляторе простенький скрипт, который фиксирует не фактическое положение оси, а ее изменения, и изменять положение логической оси триммера в нужном направлении. Точность датчиков такова, что считывать можно смещение обода колеса на доли миллиметра, чего с избытком хватает, чтобы обеспечить «аналоговый» эффект. А с механической точки зрения имеем самую простую и не подверженную какому-либо износу схему — магнит установлен непосредственно на ось колеса триммера. И работа автопилота в симуляторе не создает проблем, поскольку больше нет привязки к абсолютному значению физической оси, только логическое взаимодействие через скрипт. В общем, отличное и реально действующее решение. Еще пара слов о задней подсветке панели. Выбранная нами технология, при которой молочный акрил заклеивается черной пленкой, а затем лазером выжигаются надписи, показала себя не очень хорошо. Во-первых, грубовато выглядит и кое-где вылезают грехи интерполяции — шаг у лазера дискретный, и поэтому иногда один лишний «пиксель» съедается или добавляется. Во-вторых, при такой технологии панель обязательно нужно закрывать дополнительным защитным слоем пленки или, лучше, тонкого прозрачного акрила. К сожалению, это несколько портит внешний вид панели, добавляя ему ненужного глянца, поэтому от защиты отказались. Но черная пленка оказалась не так устойчива к механическому воздействию — достаточно легко повредить даже при штатном использовании. Будем думать, как исправить. И еще одна ошибка вылезла уже в процессе эксплуатации. При монтаже панели под столешницей, угол взгляда на панель такой, что надписи под тумблерами плохо видны — их скрывают рычажки. Надо было делать надписи над тумблерами, а не под ними. Увы. В остальном, никаких особых ухищрений в устройстве панели нет — все сводится к куче тумблеров и светодиодной индикации, которая показывает текущее положение триммера, закрылков и шасси. Из мелких интересностей только логика работы подсветки, которую удалось реализовать — в пассивном состоянии панель не светится, все погашено. При запуске симулятора панель проходит инициализацию, но все еще ничего не горит. При загрузке полета тоже ничего не происходит до тех пор, пока на основной шине виртуального самолета не появляется питание. То есть, подсветка панели и индикация триммера, закрылков и шасси включаются только, если на самолете есть питание. Если батарея садится или питание отключено вручную — панель гаснет. К этой же логике привязана подсветка планшета на штурвале. При включении симулятора и подключении батареи в самолете все загорается, при выключении — само гаснет. Мелочь, а приятно. Все, рассказывать больше нечего, дальше только картинки. Перед монтажом на место: Оно же со включенной подсветкой: Рабочее место в сборе (авионикой пока управляет старая панель VRinsight MCP Combo 2): Левый блок: Правый блок: РУДы (отдельно расскажу): Следующий этап — разработка и изготовление панели управления авионикой, чтобы заменить железяку от VRinsight, но это процесс долгий и с его реализацией пока есть проблемы. Как только перейдем от проектирования к изготовлению, продолжу рассказ.
  3. Еще картинки подоспели: Подсветка...
  4. В этот раз особенно рассказывать не о чем. Фальшпанель наконец-то изготовлена — эпопея длиною в три месяца. Осталось совсем чуть-чуть, но все равно процесс неизбежно займет еще две-три недели. Ждем дальше. Пара слов о технологии изготовления лицевой панели. Задумка была в том, чтобы сделать черную панель с белыми надписями, которые должны быть хорошо читаемыми и при дневном свете, и в темноте. Наружная подсветка мне не очень нравится, поэтому изначально прицел был на то, чтобы сделать подсветку заднюю — чтобы надписи сами светились. Варианты реализации рассматривались всякие, но в итоге остановились на вот этом. Берется лист молочно-белого акрила, на него клеится черная матовая пленка и в ней лазером прорезаются надписи. Некоторая сложность здесь в том, что лазер в силу своего устройства не может «закрашивать» шрифт — он может только прочерчивать тонкую замкнутую линию. Толщина луча — 0.2 мм и регулировать можно только его мощность (т. е. глубину прорези). Соответственно, нарисовать лазером буквы нельзя — можно только прорезать их очертания. А дальше уже вручную приходится удалять остатки пленки внутри линий. На картинках это и показано. Когда все надписи будут вычищены, панель покроют прозрачной матовой пленкой для защиты поверхности и надписей от ногтей и прочего ненамеренного вредительства. Возможно, не самый технологичный и оригинальный способ изготовления панели, но для разового индивидуального проекта вполне нормально. Тумблеры на своих местах (левая сторона) Правая сторона Вид сзади Фальшпанель Прорезанные буквы А это уже почищенные p. s. Через неделю уезжаю в отпуск покататься по Европе и налетать несколько часов теперь уже в качестве полноправного частного пилота. Вернусь в начале сентября (и может быть привезу с собой готовую панель) — тогда и продолжу рассказ.
  5. http://www.youtube.com/watch?v=NBnZRiIVQRg Оригинально :-)
  6. Но ведь на обычные (стационарные) АЭС экскурсии устраивают. Полез даже в гугл — перепроверил, не зафантазировался ли я. Вот, например: http://www.otkroi.spb.ru/laes-leningradskaya-atomnaya-stantsiya Не так оно тривиально, конечно, как в краеведческий музей сходить, но вполне реально, судя по всему. Скорее, как вы говорите, стоимость дальнейшей эксплуатации оказывается выше стоимости утилизации.
  7. А почему "конечно"? Почему бы ему дальше не молотить потихоньку? Вопрос безопасности? Насколько понимаю, глушить и демонтировать реакторы — задача тоже весьма нетривиальная и недешевая. Если в курсе подробностей, расскажите, плиз. p. s. Одно время муссировалась тема использования атомоходов в качестве электростанций для всяких нуждающихся регионов.
  8. Спасибо! Так у него реакторы активные еще? Куда энергия идет, если так?
  9. Artem Crum

    Железяки

    Передвижная АЭС - вещь! Спс.
  10. В этой части сначала расскажу о закупках и наших логистических злоключениях приключениях. Сборочный «цех» расположен не в Москве, поэтому все компоненты пришлось заказывать через интернет. Оказалось, что ассортимента Чип-и-Дипа нам недостаточно. Там мы заказали только самое банальное — тумблеры, разъемы и еще какую-то мелочевку. Кнопки, вытяжные переключатели и тумблеры с подсветкой пришлось заказывать в двух других местах. Сдвоенные энкодеры — из Кореи. Контроллеры, как уже говорил, с дальнего востока нашей необъятной. Хабы, блоки питания и еще чего-то там — на месте сборки, в местном DNSе. Если посчитать, сколько всего у нас было почтовых отправлений, то… легко сбиться со счета. Восемь посылок, если память не мухлюет. Почта и транспортные компании неплохо заработали на нашем проекте. Чипу за работу — четверка. Заказы обрабатывают быстро, оплату принимают в любой форме. Но одну из посылок отправили с неправильными реквизитами. Отчасти, мы там сами были неправы — оказывается, посылку может получить только тот, кто ее оплачивал. Но менеджер, видя, что получатель и плательщик разные люди из разных городов, ничего не переспросил и отправил посылку в правильный город, неправильному получателю. В итоге посылка месяц пролежала на почте и вернулась обратно в Чип. Заказали всю ту же комплектуху повторно. А Чип, тьфу-тьфу, согласился вернуть деньги за не доставленную посылку. Две других конторы — ЗИП2002 и ЭНЕРГОМАШ — жутко утомили скоростью и качеством обработки заказов. Может их мелкие заказы не кормят вообще, но такое впечатление, что их там уговаривать надо, чтобы они счет выставили и взяли бы деньги. К сожалению, других поставщиков с необходимыми нам деталями найти не смогли. На будущее, надо иметь в виду, что проще заказывать у иноземцев — посылка окажется на руках быстрее. Энкодеры заказывали в VRinsight — у них есть маленький магазинчик запчастей для кокпитов. У российских поставщиков цены на двойные энкодеры просто нереальные — вдвое дороже, как минимум. Вот уж, с кем приятно иметь дело, — быстро и просто, никакой мороки, и посылка пришла раньше всех остальных. Точную сумму по всем закупкам подсчитать сложно — надо долго копаться в счетах — но если прикинуть, то уже потрачено порядка 40000 руб. Это, имеется в виду, покупка запчастей и материалов для обеих панелей — системы и приборная. Половина этой суммы — энкодеры и контроллеры. В общем, удовольствие получается недешевое, но даже при всем при этом существенно экономичнее заморских прототипов. А качество… смотрите ниже на картинках. Сборка! Напомню, что собираю панель я не своими руками, все комплименты — пока что безымянному мастеру. Возвращаясь со своей учебы из Риги, специально заехал к нему в гости — познакомиться лично и посмотреть, что там у нас получается. А получается здорово! Панель выглядит очень солидно. Качество сборки вполне на заводском уровне... в голове даже разыгралась фантазия, не поставить ли изготовления подобных панелей на поток. В общем, переходим к делу! Контроллеры F3 и платы расширения Тумблеры и крутилки Выпотрошенный хаб, сайтековский триммер и прочая мелочь А вот и панель. Все вырезано лазером из 2.5-миллиметрового алюминия. Точность стыковки всех деталей и прочность корпуса в сборе — умопомрачительная! Чтобы лучше понимать суть конструкции, имейте в виду, что панель будет крепиться под столешницей — там же, где сейчас установлен штурвал. В разобранном виде Смонтированный контроллер Хаб и БП Панель в сборе На последней картинке: колесо триммера (в финальной сборке будет утоплено чуть поглубже), рычаг закрылков с четкой фиксацией в пяти позициях и кран шасси — особая гордость мастера — тактильные ощущения от его хода такие приятные, что хочется щелкать его вверх-вниз до бесконечности. Тоже все собрано очень солидно и надежно. Большая задержка у нас вышла в связи с тем, что в конторе, вырезающей панели из акрила сломался лазер — вместо того, чтобы рисовать надписи, он прожигал панель насквозь. Но теперь его починили и где-то на следующей неделе лицевая фальшпанель будет готова, и следующая часть рассказа уже будет с картинками полностью собранной и покрашенной коробки. Тьфу-тьфу-тьфу.
  11. Продолжаю рассказ о проектировании и изготовлении панелей. Все началось с эскиза, показанного выше. Основная идея и набор органов управления были срисованы с аналогичного агрегата PFC. Основное отличие в том, что штурвал не является интегрированной частью панели, потому что, во-первых, приличный штурвал у меня уже есть, а во-вторых, остается возможность заменить его в будущем на любой другой — например, с обратной связью. То же самое касается РУДов — было принято решение оставить их в виде отдельного блока, примыкающего к основной панели. Набор тумблеров изначально срисовывался с Duke B60: запуск двигателей, помпы, электрика, антиобледенение и всякие прочие необходимые органы управления. И к этому уже добавлен блок управления непосредственно функциями симулятора. Задачи воссоздать внешний вид реальных органов управления не было — как уже говорилось, ни к какой конкретной модели самолета привязки не планировалось. Панель должна быть максимально универсальной, но при этом не создавать впечатления игрушки. Поскольку это первая попытка проектирования подобной панели, большую часть решений о ее функционале, электрическом и механическом устройстве пришлось принимать умозрительно, основываясь на догадках и предположениях. Возможно, какие-то огрехи и ошибки проектирования вылезут уже в процессе эксплуатации, но с этим уже ничего не поделаешь. От эскиза до окончательно утвержденного чертежа прошел не один месяц. Не все это время ушло именно на продумывание функционала — очень много задержек вышло из-за ожидания доставки деталей. Но это ожидание по-своему сыграло на руку, поскольку позволило внести некоторые уточнения в чертеж — убрать лишнее, добавить нужное и так далее. Принятые решения Одним из принципиальных требований к устройству панели была обратная подсветка всех надписей. Соответственно, лицевая панель будет иметь многослойную структуру — все переключатели монтируются на алюминиевом листе, а надписи наносятся на акриловую фальшпанель. Технология изготовления фальшпанели мне неведома, но со слов мастера суть там в том, что лист молочного акрила покрывается черной пленкой, а дальше лазером прожигаются надписи. Тестовые нарезки уже сделаны, и вроде бы все получается — в светлое время надписи видны без подсветки, в темное их будут высвечивать светодиодные ленты. Есть некоторые сомнения, по поводу износоустойчивости такой Фальшпанели, поэтому она делается съемной — на случай если захочется изменить технологию изготовления или, допустим, подправить какие-то надписи. Следующее требование — колесо триммера руля высоты с индикацией текущего положения. От моторизованной схемы сразу отказался, чтобы минимизировать число подвижных деталей и упростить конструкцию. К тому же никакой особой ценности в том, чтобы видеть, как автопилот крутит колесо, не вижу — чистая блажь, не имеющая никакого практического смысла. А вот индикация — штука необходимая, это без вопросов. От механической реализации индикатора на основе шагового двигателя тоже отказался — выбрана схема со светодиодными сборками, на манер того, как это бывает сделано на реальных самолетах — на том же Текнаме, например. Само колесо и его подвес взяты из раскуроченного сайтековского девайса — электроника в нем совершенно бестолковая, поэтому сразу полетела в помойку, а вот само колесо сделано очень аккуратно и отлично сдемпфировано — вращается не слишком туго и не слишком легко — в самый раз. Съем данных с оси вращения организован на датчике холла. Не буду пока вдаваться в подробности, как это сделано, потому что есть еще небольшие сомнения, получится ли. Но если получится, то это будет колесо с регулируемой чувствительностью, которую можно будет программно подстраивать под разные модели самолетов. Рычаг управления закрылками сделан на пять позиций с индикацией текущего положения. Сначала была фантазия сделать его регулируемым, чтобы можно было менять число позиций в зависимости от типа самолета, но это вело к излишнему усложнению конструкции. А пять положений хватит для большинства самолетов. Съем данных тоже на датчике холла. Кран шасси двухпозиционный — без нейтрального положения — хотя при большом желании можно его просто оставлять посередине, там просто не будет четко выраженной фиксированной позиции. Данные снимаются двумя микропереключателями в крайних позициях рычага. Обслуживает все это хозяйство расширяемый универсальный контроллер F3, который позволяет подключить безумное количество линий ввода/вывода данных. Например, в панели управления приборами и авионикой, о которой потом будет отдельный рассказ, насчитывается 127 «кнопок» — и для контроллера это далеко не предел. Надо будет о нем когда-нибудь отдельно рассказать. Ну и последнее требование — раз и навсегда решить проблему с паутиной проводов под столом и вокруг компьютера. С этой целью в панель монтируются два качественных активных хаба, в сумме на 14 портов. И теперь уже вся периферия будет подключаться к панели, а не тянуться к системному блоку. Это же позволит обесточивать всю аппаратуру одним общим выключателем на панели. Про более мелкие задумки пока не рассказываю. Помимо монтажа всякой электрики, здесь потребуется написание скриптов для управления индикацией и прочей логикой, поэтому сначала соберем и отладим панель, тогда и похвастаюсь. Окончательный чертеж Тем временем — пока с разных концов света к нам ехали посылки с разными деталями — чертеж был приведен к своему окончательному виду. Получилась вот такая картинка: Это многослойный кореловский файл, который непосредственно скармливается лазерному резаку. Один слой здесь отвечает за очертания и отверстия в алюминиевой панели, другой — за надписи на панели из акрила. На картинке все показано вместе — для ясности. Как видите, тут есть некоторые отличия от начального эскиза, но, в сущности, задумка осталась той же самой. Оптимизировано положение переключателей, добавлено несколько новых тумблеров, убраны галетники для управления топливными баками. Ничего принципиально нового — просто более продуманная конструкция. В следующей части уже будут картинки панели «в железе»…
  12. Летная подготовка глазами симмера http://q99.it/PS8WPKo

    1. Алексей

      Алексей

      спасибо - очень интересно написано :)

    2. Artem Crum

      Artem Crum

      Спасибо за отзыв

  13. Надо полагать, вот это: http://www.ebay.com/itm/PIPER-AZTEC-AEROSTAR-SENECA-NAVAJO-WINDSHIELD-HOT-PLATE-28V-/300941981442 Ключевые слова: Windshield Hot Plate — вариант обогрева стекла.
  14. Добавил рассказ о школе:
  15. Да, именно таким сим должен был быть изначально. Полновесные регионы FTX — это, конечно, совсем круто, но очевидно, что всю Землю в таком качестве выполнить нереально. А вот уровень Глобала + Вектора + OpenLC — это вполне реально уже.
×