Jump to content
Grei

Ил-18 - Исторические маршруты

Recommended Posts

В конце 60-х годов прошлого столетия Аэрофлот активно завоевывал позиции на международном рынке авиаперевозок, успешно конкурируя с крупнейшими авиакомпаниями мира. Открывались представительства в разных странах, парк самолетов пополнялся новыми лайнерами, стремительно росла география полетов.

 

Столь интересный и успешный период в истории советской авиации не мог оставить меня равнодушным и сподвиг на открытие этой темы, в рамках которой я попытаюсь воспроизвести полеты на Ил-18 по наиболее интересным маршрутам.

 

В качестве первого маршрута для пробы сил был выбрана отрытая в 1968 году линия Москва - Каир - Ходейда (Северный Йемен) - Аден (Южный Йемен) - Могадишо (Сомали) - Дар-эс-Салам (Танзания).

 

Полеты будут выполняться в симуляторе FSX, на портированной модели Ил-18 с ПНК Степана Грицевского. Кроме собственно полетов я преследую еще одну цель: проверить работу портированной модели и по результатам опытной эксплуатации внести в нее необходимые доработки.

  • Upvote 9

Share this post


Link to post
Share on other sites

Любое большое дело начинается с соответствующей подготовки.

  1. Для работы РСБН в модели необходимо установить сценарий маяков для FS2004. Это наследие тянется за моделью еще с FS9. Надо бы переделать систему РСБН на аналогичную той, что используется в ПТ Ту-154 и ПТ Ил-62 (они возят базу с собой), но пока сойдет и так.
  2. Далее пришлось выбирать инструмент для расчета маршрута. Я решил остановиться на старой программе RSBN Calculator, хорошо известной тем, кто летал в FS9 на Ил-18 и Ан-24.Пришлось еще заменить файл magdec.bgl в папке с программой на файл склонений из FSX. Надеюсь, что с новым файлом программа будет работать корректно. post-1888-0-62423600-1422652240.png 
  3. Теперь надо бы рассчитать маршрут. Но прежде чем считать, надо с ним определиться. По каким трассам летали Ил-18 в конце 60-х в Каир? К сожалению, мне не удалось найти полетных планов того периода. Может, кто-то подскажет? Но если нет, то придумаю маршрут сам.
  4. Работу штурмана на Ил-18 невозможно представить без использования навигационной линейки. В модели есть виртуальная линейка, но я буду пользоваться репликой настоящей (друг подарил на Новый год). Поскольку линейкой я не пользовался уже лет 5 и все забыл, то к ней понадобится еще и инструкцияpost-1888-0-56491800-1422652239_thumb.jp
  5. Я поймал себя на мысли, что уже первый участок маршрута (Москва - Каир) может занять несколько часов. Но суровые реалии жизни не позволяют мне провести неотрывно несколько часов за симулятором. Придется сделать для модели сохранение полета. Этим я пока и займусь.
  • Like 1
  • Upvote 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

Тема очень интересная!

Share this post


Link to post
Share on other sites

Кстати, всем коллегам, кто как и я увлекается темой 60-х - 70-х гг. обращайтесь за консультацией: есть несколько карт РНК, НПП ГА-66, НПП ГА-78, куча расписаний за 1965-1976 гг. и ряд других полезняшек. ;)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Эрих Хартман

Нет, это немного не то. Пункты маршрута и так известны, интересуют трассы, по которым тогда летали. Ведь не летели же напрямую из Москвы в Каир по ортодромии. Скорее всего трассу прокладывали с учетом радиотехнического обеспечения, т. е. в зоне действия маяков. 

 

Но за ссылку большое спасибо, очень интересно. Нашел и расписание с выбранным маршрутом за 1968 год, вот фото странички

post-1888-0-12196800-1422706225_thumb.jp

 

Aleck

Интересны РНК 60-х - 70-х годов. Возможно это то, что я ищу - на них ведь трассы обозначены?

 

P.S. Обратите внимание на рекламу внизу странички. Явно рассчитана на иностранных клиентов. Еще одно свидетельство того, что Аэрофлот активно конкурировал с иностранными авиакомпаниями.

Edited by Grei
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Aleck

Интересны РНК 60-х - 70-х годов. Возможно это то, что я ищу - на них ведь трассы обозначены?

 

P.S. Обратите внимание на рекламу внизу странички. Явно рассчитана на иностранных клиентов. Еще одно свидетельство того, что Аэрофлот активно конкурировал с иностранными авиакомпаниями.

Я кстати, неправильно выразился. В те времена были полимаршрутки, а не РНК. Вот я как-то кусочек сканил:

 

s-1.gif

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

А это где-то Экзот выкладывал. 1971 год.

post-1880-0-72221900-1422707249.jpg

 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Да, то, что надо!

 

Можете поделиться таким богатством?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Могу. Только сканер у меня А4, а карты есть и А0. И один выходной в неделю. По кусочкам. Какой участок интересует в первую очередь?

Share this post


Link to post
Share on other sites

В первую очередь - карты по первому участку маршрута. Т .е. Москва - Каир. Я не могу сказать точнее, потому что не знаю сам, как там трассы были проложены... Судя по картинке, летали через Украину, далее через Румынию и Болгарию в обход территории Турции:

post-1888-0-26570300-1422710929_thumb.pn

Share this post


Link to post
Share on other sites

.. Судя по картинке, летали через Украину, далее через Румынию и Болгарию в обход территории Турции:

 

В сторону Каира летали через Одессу и Никозию (Кипр).

Share this post


Link to post
Share on other sites

Выполнил один из намеченных этапов подготовки - сделал для модели сохранение и загрузку полета. Подробности скоро появятся в профильной ветке этой модели.

 

А пока скриншот с облета новой версии:

post-1888-0-77183700-1422818451_thumb.pn

Скриншот сделан в окрестностях Каира сразу после загрузки полета. Полет ничего интересного из себя не представлял, просто взлет и сразу сохранение. Но испытания прошли успешно: курс, счетчики НАС, органы управления КС-6, гировертикали - все на своих местах. Пока не сделал сохранение для РСБН, АРК и прочей мелочевки, но пользоваться уже можно.

 

Осталось рассчитать маршрут и можно лететь. Но я все же надеюсь дождаться аутентичных карт, поэтому пока займусь расчетом загрузки и центровки. 

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Пока времени на карты не было. Выкладываю вот такой проспект 1963 года из которого ясно, каким маршрутом летали в Каир.

post-1880-0-02772200-1422969934.jpg

  • Upvote 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

По выложенному выше проспекту можно грубо прикинуть протяженность маршрута. Я это сделал прямо в планировщике симулятора. Для маршрута Москва - Харьков - Днепропетровск - Симферополь - Анкара - Никозия - Каир получилось 2945 км. Округлим до 3000.

 

Посчитаем топливо. Согласно табличке из РЛЭ, наивыгоднейшим эшелоном для нашего расстояния будут 8100 - 8600:

post-1888-0-19277700-1423407770.png

Поскольку по большей части летим все же на восток, выбираем 8100.

 

Открываем номограмму расхода топлива и определяем, что на полет нам понадобится 11 т (определено для штилевых условий, потому что какой будет ветер пока неизвестно, да все равно будет еще запас).

post-1888-0-30825100-1423407771.png

Навигационный запас 2200 кг, топливо на  руление 500 кг, аварийный остаток 300 кг (все цифры из РЛЭ). В итоге получаем 14 т топлива на весь полет. Сразу запишем значение для выставки на расходомерах - 3,5 т на двигатель.

 

Ил-18Д с таким запасом топлива можно нагрузить "до отвала":

post-1888-0-40236700-1423407770_thumb.pn

То есть, можно взять максимальную коммерческую загрузку 13,5 тонн. Но нам столько не надо. Пассажиры, состоящие большей частью из дипломатов разных стран и немногочисленных африканских студентов, не занимают и половины кресел 90-местного салона. Плюс немного чемоданов да дипломатическая почта - всего диспетчер загрузки насчитал нам 5 100 кг.

 

Пока я сочинял все эти цифры, мне пришла в голову мысль, что неплохо бы сделать для всех наших моделей загрузчик/заправщик, благо, FSX позволяет сделать это штатными средствами симулятора. Надо будет заняться этим вопросом. Только нарисовал бы кто битмапов... 

Edited by Grei
  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Посчитаем топливо. Согласно табличке из РЛЭ, наивыгоднейшим эшелоном для нашего расстояния будут 8100 - 8600:

В год планируемого полета действовало НПП ГА-66, согласно которому эшелонирование на восток было: 6000, 8000, 10000 м., на запад - 7000, 9000, 11000 м.

 

Обещанные карты по кусочкам.

001.zip

002.zip

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Благодаря картам от Aleck составил маршрут по территории Советского Союза. За его пределами полечу напрямую через Анкару и Ларнаку. Ввел все точки в калькулятор РСБН, воспользовался функцией автоподбора маяков РСБН, и вот что получилось:

post-1888-0-06774300-1424033202_thumb.pn

 

Для нормального использования полученный план надо распечатать. Калькулятор РСБН не предоставляет никаких возможностей по редактированию внешнего вида плана, потому печатаем как есть. Разделители столбцов пришлось начертить самому уже на распечатке. Под таблицей осталось место для заметок, куда я незамедлительно вписал высоту полета и данные по заправке и загрузке.

post-1888-0-09030500-1424033200_thumb.jp

 

Кроме РСБН Ил-18 оборудован аппаратурой АРК и VOR/DME, и грех этим не воспользоваться. На отдельном листе я подготовил табличку с перечнем радиосредств по маршруту. Сначала в нее были вписаны маяки VOR/DME Харькова, Днепропетровска и Симферополя, но потом я подумал, что в конце 1960-х их скорее всего еще не существовало в природе, и вычеркнул их. Пользоваться ими я не буду.

Прямо из симулятора печатаю листик с данными аэропорта прибытия. Чтобы не потерялся, прикрепляю его к табличке с радиосредствами. Частоты приводов симулятор печатать не захотел, вписал их карандашом.

post-1888-0-16841200-1424033201_thumb.jp

 

Ну и после всего этого я вспомнил, что когда-то очень давно, на заре знакомства с симулятором и изучением модели Ил-18, я выписывал в отдельную тетрадочку основные режимы полета Ил-18Д. После непродолжительных поисков тетрадочка найдена.

post-1888-0-72519900-1424033203_thumb.jp

 

Все, подготовка к первому участку перелета закончена. Можно лететь. Жаль, что выходные закончились, на неделе вряд ли получится время найти.

  • Upvote 7

Share this post


Link to post
Share on other sites

В одном из прошлых сообщений уже было подсчитано необходимое количество топлива - 14 тонн. Но как распределить это топливо по бакам? Открываем РЛЭ, и находим в нем вот такую табличку:

post-1888-0-30928500-1424617054_thumb.pn

Ответ на наш вопрос в строке "14 000 кг".

 

Но теперь предстоит заправить самолет в симуляторе, названия баков в котором не имеют ничего общего с РЛЭ. Покопавшись в файле aircraft.cfg, я составил таблицу соответствия баков модели бакам симулятора:

post-1888-0-55178800-1424617055.png

 

Вооружив бортмеханика этими знаниями, отправляю его контролировать заправку и готовить самолет к вылету.

Edited by Grei
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

И вот, самолет заправлен и загружен, экипаж и пассажиры (преимущественно иностранцы) на борту, все готовятся к вылету. Кто-то заворожено смотрит в иллюминатор на светящуюся модерновую "рюмку" терминала вылета и прилета аэропорта Шереметьево, стюардессы осматривают салон, ну а мы проследуем на место штурмана.

post-1888-0-25886900-1424618597_thumb.pn

Согласовывая гироагрегаты курсовой системы, отмечаю, что диск УШ при переключении с основного на запасной вращается рывками - надо будет записать замечание. Настраиваем радикомпасы на две первых ОПРС маршрута: Сухотино и ДПРМ Курска. Выставляем на пультах данные для счетно-решающего прибора - первую половину маршрута по территории СССР РСБН будет основным навигационным средством. Внуковский маяк пока не ловится, о чем красноречиво говорят лампы "Потеря Азимута" и "Потеря дальности", но это меня не пугает, после взлета прием будет хорошим. Обнуляем счетчики координат НАС, выставляем угол карты 171 градус. Лететь мы будем по магнитным курсам, на каждом ППМ меняя гироагрегаты КС: активный ГА в режиме гирокомпаса, второй согласовывается по магнитному датчику. Сразу включим и счисление.

 

В 20:10 (точно по расписанию - рейс международный и задержки могут повредить репутации Аэрофлота) наш лайнер начинает руление. Чтение карты проверок, нарастающая вибрация двигателей, разбег - и Ил-18 уходит в ночное небо. После 300 метров начинаем разворот влево, на первый ППМ.

post-1888-0-37834900-1424619502_thumb.pn

Скрин выше я сделал только из-за луны - очень уж она притягивает взгляд, даже в симуляторе. Скрин, конечно, не отражает, но все же...

Edited by Grei
  • Upvote 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

После выхода из зоны аэродрома командир включает автопилот и штурман активно включается в работу.

post-1888-0-58839000-1424620606_thumb.pn

Первым делом надо поточнее вывести самолет на трассу. Планка РСБН на КППМ подсказывает, что мы сейчас правее, чем нужно. А по счетчику В можно выяснить, насколько именно - примерно на 3 км. Не так уж и много, возьмем 10 градусов влево и не спеша выйдем на центр трассы. Угол сноса 9 градусов, поэтому курс на КППМ надо будет подкрутить до 180 (171 расчетный курс плюс 9 снос).

 

После пролета Сухотино можно начинать вести контроль времени прохождения ППМ - сложных маневров выхода на трассу больше не будет. На листочке с планом маршрута быстро накидываю табличку с расчетными и фактическими временами прохождения пунктов (на срине табличка сфотографирована немного позже).

post-1888-0-53497900-1424620834_thumb.jp

Как расчитать на НЛ-10 время по скорости и расстоянию описывать не буду. Про это подробно, обстоятельно и с картинками рассказывал Алексей UEMJ в своих репортажах.

 

Незаметно текут минуты полеты, лайнер глотает километры пространства. Штурман меняет частоты на АРК-11, обнуляет счетчики НАС, ловко крутит рукоятки задатчиков данных СРП. Бортмеханик контролирует параметры силовой установки, командир контролирует все подряд... Второму пилоту скучно, он просит у штурмана карту и начинает сверяться с ориентирами на местности. 

post-1888-0-66800200-1424621069_thumb.pn

Впереди ориентир, который трудно пропустить: Каховское водохранилище. Правый летчик уверенно его опознает.

 

На этом я вынужден временно прервать свой рассказ симмера-графомана. Полет я сохранил, чтобы продолжить с того же места. Надеюсь, система сохранения не подведет.

  • Upvote 5

Share this post


Link to post
Share on other sites

Система сохранения не подвела, полет успешно загрузился. Первым делом я осмотрел гироприборы (с их переменными было больше всего путаницы): авиагоризонты в норме, КС показывает то, что надо. Взгляд на высотомер - стрелка ползет влево. Почему? Ах, ну да, я же не сохранял состояние автопилота, и сейчас он выключен. Неудобно, надо исправить, но теперь только после завершения всего перелета, менять формат сохраняемого файла нельзя. Самое время осознать, что состояние радиосредств я тоже не сохранял, вообще никаких. Хорошо, что до ППМ еще 80 км, успею все заново настроить.

 

Но вот, вроде бы все в порядке, проходим Каховку, и поворачиваем на Симферополь. Впереди полуостров Крым.

post-1888-0-76646900-1424717579_thumb.jp

 

После Симферополя предстоит пройти почти 600 км без радионавигационного обеспечения, да еще и над морем. И хотя я уверен в самолете и своих штурманских навыках, береговую черту провожаю взглядом с некоторым волнением.

post-1888-0-86403800-1424717761_thumb.pn

 

Ну что ж, доверимся НАС и режиму АНУ+АП, настроим АРК и КУРС-МП на частоты ОПРС и маяка VOR/DME Анкары, и будем мужественно бороться со сном, все-таки по московскому времени скоро полночь.

 

Подходим к берегу Турции.

post-1888-0-45589900-1424718935_thumb.pn

 

АРК поймал сигнал ОПРС Ларнаки, а приема маяка VOR/DME все еще нет. Проверяю настройку частоты, АЗС системы КУРС-МП - все в порядке. Странно, да и стрелка АРК показывает, что ОПРС градусах в 10 левее.

post-1888-0-33240000-1424719775_thumb.pn

 

Точно ли это ОПРС ANK? Проверим-ка ее позывные. Бортрадист занят отслеживанием эфира, не будем его отвлекать. Сам же я на память азбуку Морзе никогда не знал, поэтому полез в портфель за шпаргалкой.

post-1888-0-85164500-1424719274.png

Переключаю галетник абонентского аппарата СПУ в положение VOR2/АРК2. Короткий, длинный... Длинный, короткий... Длинный, короткий, длинный... Да, все верно, это тот самый маяк. Ну ладно, берем левее, чтобы идти на ОПРС (с учетом угла сноса).

 

Выхожу на маяк и оцениваю уклонение по стрелке В - около 10 км. Ну что ж, не так уж и плохо для почти 600-километрового участка, пройденного только по счислению. VOR/DME же так и не поймался. То ли выключили его сегодня ночью, то ли с КУРС-МП что-то не так. Надо на всякий случай записать замечание, чтобы по возвращению в Москву его проверили.

 

Продолжение следует...

  • Upvote 4

Share this post


Link to post
Share on other sites

АРК поймал сигнал ОПРС Ларнаки, а приема маяка VOR/DME все еще нет. Проверяю настройку частоты, АЗС системы КУРС-МП - все в порядке. Странно, да и стрелка АРК показывает, что ОПРС градусах в 10 левее.

attachicon.gifАРК Анкары левее.png

 

То ли выключили его сегодня ночью, то ли с КУРС-МП что-то не так. Надо на всякий случай записать замечание, чтобы по возвращению в Москву его проверили.

 

Продолжение следует...

Посмею влезть, галетник РСБН-СП-50 переведие в положение 1-совм.-2 и тогда заработает VOR.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Это справедливо для второго комплекта КУРС-МП, а я пытался ловить на первом. Ну и чтобы не быть голословным, вот скриншот на полосе Домодедово, на котором на 1-м КУРС-МП настроен маяк 113,3, есть прием, при этом галетник выбора радиосредств в положении РСБН.

post-1888-0-05842500-1424898666_thumb.pn

 

Эти ограничения по VOR и РСБН тянутся еще со времен FS2002, причем уже в FS2004 они были Степаном Грицевским решены и больше не доставляли неприятностей. Я надеюсь, что к следующей версии беты я это исправлю. А пока про все ограничения можно прочитать в документации к первоначальной модели. В следующий пакет мы вложим документы по модели и навигации в общем.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×