Ну не выкидывать же   Итак, ломаем ортодромию методом, которому учили американских авиационных навигаторов (штурманов) во время Второй мировой.   Расчёт ортодромии по таблицам и бланкам War Department 1939-1944     Маршрут  Bluie West One (американская авиабаза в Гренландии 1941-1958) - Кефлавик (Исландия).   На практике там вообще-то по прямой летали, ну а мы, на примере этого маршрута,  займёмся учебной практикой. Во время войны не имелось точных курсовых гироскопических систем, позволяющих летать по кратчайшему пути (ортодромии). Поэтому летали по локсодромии, ориентируясь на показания магнитных и гиромагнитных компасов (FluxGate compass).   Но, при необходимости, протяжённые маршруты выполняли и по ортодромии, разбивая её на участки из локсодромий.   Задача. Есть ортодромия, требуется разбить её на локсодромии для выполнения полёта на самолёте периода 40-х прошлого века (Вторая мировая война).   Для решения потребуются Таблицы Высот и Азимутов. Подобные таблицы предназначены для решения сферических треугольников. Такая задача появляется при определении места самолёта(судна) астрономическими методами. Таблицы позволяют рассчитывать азимуты и высоты навигационных звёзд, Солнца, Луны и планет. Но никто не мешает применить их к земной поверхности. Мы воспользуемся таблицами Агетона Небольшая книжка (всего 50 страниц) с таблицами Есть и on-line генератор этих таблиц Arthur A. Ageton (1900-1971), офицер ВМС США, создал таблицы очень простого (в отличии от других) вида. Упрощение немного уменьшило точность расчёта, но для многих случаев она вполне достаточна. Аэронавигация, это именно тот самый случай.   В начале таблиц имеются пояснения и примеры расчётов:   Входом в таблицы служат градусы и минуты (от 0*00' до 179*59'), а выходом - два коэффициента, A и B. Впрочем, можно (а часто и нужно) "ходить" и обратно, от А и B к градусам или от А к B и наоборот.   Для удобства схемы расчёта нанесены на специальные бланки ARMY AIR FORCES Form No. 21 (1939 -1942 г.) Бланки бывают разные, например, мне известные(к сожалению имеются не все): Form No. 26 A (Navigator's Log) Form No. 26 B (Line of Position) Form No. 21 D (Ageton Solution, Line of Position) Form No. 21 E (Air Speed Calibration Card) Form No. 21 F (Calibration of Air Speed Indicator) Form No. 21 G (Solution - Mercator Flying) Form No. 21 Q (Great Circle Computation - Course and Distance) Form No. 21 R (Great Circle Computation - Lat Lo of Intermediate Point) Form No. 21 H (Midlaltitude Flying) Form No. 21 J (Precomputed Curve Plotting Sheet) Form No. 21 N (Radio Message Blanks) Form No. 21 P (Star Altitude Curves Work Sheet)     Нам потребуется бланк   "Заряжаем" его исходными данными (координаты начальной и конечной точек), попутно вычисляя разность долгот (t)   Затем для этих градусов находим в таблицах соответствующие коэффициенты (А и/или B) и оперируем (складываем, вычитаем, берём из таблиц) ими согласно схемы расчёта бланка.   Затем из полученных А и B берём из таблиц начальный путевой угол(cource) и протяжённость ортодромического маршрута   Сравниваем полученный результат с данными навигационного расчётчика Что ж, неплохо. По углу полное совпадение, по расстоянию разница 0.7 морской мили.   Это мы посчитали лишь саму ортодромию. Теперь требуется её разбить на локсодромии. Иначе говоря, вычислить координаты нескольких точек ортодромии и соединить их на карте меркаторской проекции (такие широко используют моряки и лётчики при океанских переходах) прямыми линиями (локсодромии).   Для этого сначала требуется вычислить вершину ортодромии (vertex). Это точка, в которой ортодромия(линия большого круга) перпендикулярна меридиану. Она не обязательно будет на нашей ортодромии (маршруте), чаще на её продолжении. Для расчёта вершины служит оставшаяся часть бланка. Заносим в неё начальные данные (широта и долгота начальной точки маршрута и путевой угол)   Далее снова следуем схеме расчёта бланка Вершина дуги большого круга (на которой лежит наш маршрут) удалена от начальной точки маршрута на 691 мили (11*31'), то есть находится не на маршруте, а на его продолжении.   Координаты вершины известны, можно приступать к расчёту промежуточных точек.   Упс... Нельзя. В одном из столбцов, вместо вычитания я, по невнимательности, выполнил сложение.   Что ж, отрываем нижнюю часть от другого чистого бланка и пересчитываем координаты вершины Ага, координаты вершины теперь верные и отстоит она от начальной точки дальше (855 миль).   Всё, можно считать промежуточные точки. Для этого предназначен бланк Маршрут у нас не слишком протяжённый, поэтому достаточно будет двух  точек. Первую я выбрал на удалении от начальной точки маршрута в 195 миль. В градусной мере это 3*15'   Также, при помощи таблиц, следуя схеме расчёта получаем координаты(широту и долготу) первой точки   Проверим полученные координаты на http://skyvector.com/ Совпадают с ортодромией!   Зафиксируем точку   Вторую выбираю на удалении 435 миль (7*15') Расчёт   Проверка   Фиксация