MadMarkus

Штурвал с обратной связью (Разработка)

108 сообщений в этой теме

Доброго времени суток.

Таки решил создать отдельную тему. Как следует из сабжа, принято решение о создании инструментов управления виртуальным самолётом с функцией обратной связи. На данном этапе целью стал штурвал, как наиболее востребованный элемент управления. За ним в планах педали и джой. Загрузка штурвала по тангажу около 8 кг, по крену 4 кг как максимальные. Думаю этого будет достаточно, чтобы перевернуть стол:) И ещё одна фишка - он не будет стоить 1200 евро, как его более слабые забугорные аналоги. Ход по тангажу примерно 180-200мм, по крену отклонение по 90 градусов в каждую сторону. У сайтека по 45 к примеру. 

Уже разработана принципиальная схема устройства, выкладывать чертежи пока не буду. Но я ищу различные варианты и пришла в голову новая идея организации конструкции и мне нужен ваш совет или мнение. Одно значительное упрощение конструкции вместе с облегчением веса сокращает количество шагов сервомотора по крену до 514 на весь диапазон. Т.е. на 1 градус поворота штурвала приходится 3 шага сервопривода. Не путать с разрешением оси крена, она без изменений будет равна 1024 или 2048 опросам в зависимости от выбранного контроллера.

Итак, часто ли вы подруливаете штурвалом на величину меньшую 0.35 градуса чтобы эта величина была слишком груба для сервомотора?

Изменено пользователем MadMarkus
4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

Итак, часто ли вы подруливаете штурвалом на величину меньшую 0.35 градуса чтобы эта величина была слишком груба для сервомотора?

Марк, привет!

Растолкуй эту премудрость. 0,35 гр это что-поворот штурвала или крен по АГК и как можно увидеть такую величину или повернуть штурвал на нее же.

Штурвал придумал из чего делать?

Изменено пользователем Вик188
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Марк, привет!

Растолкуй эту премудрость. 0,35 гр это что-поворот штурвала или крен по АГК и как можно увидеть такую величину?

Да, не все юзали устройства с ОС, поэтому постараюсь объяснить.

Если вы крутите/вертите любое устройство с ОС (тот же логитековский руль на полке магазина), вы чувствуете, что руль/джой/штурвал двигается не гладко, а с мелкими "ступеньками", типа если пальцем по рассчёске провести. Вот каждая такая ступенька - это отдельный шаг сервомотора этого устройства, т.е. минимальная величина, на которую может отклониться мотор.

Вот у меня на весь диапазон крена (180*) таких ступенек по одной из схем подключения планируется 514. Это где-то по 3 ступеньки на 1 градус поворота штурвала. Вот я и думаю, не слишком ли это грубо, может нужно довести до 5 ступенек на 1 градус, но найти такой мотор проблематичнее и он будет дороже. Другое дело, что 3х ступенек на градус может быть более чем достаточно, поэтому и спрашиваю вас как вы считаете.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А, понял! Да совсем не мало, поворот в 1гр это незначительное движение-можно и не поймать. А тут 0.35

И еще, ход штурвала не обязательно 180 гр, он и в реале не на всех машинах такой.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А, понял! Да совсем не мало, поворот в 1гр это незначительное движение-можно и не поймать. А тут 0.35

И еще, ход штурвала не обязательно 180 гр, он и в реале не на всех машинах такой.

Больший диапазон даёт большую точность. И проще ограничить диапазон, чем расширить. Осталось подождать, может ещё кто мнение выскажет. Что-то тоже кажется, что нормально это, но нужно чтобы уж наверняка. Глянул по моторам, нет с редукторами мельче шага. Нужно опрашивать целенаправлено, могут ли они присобачить редуктор на другой движок.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, тебе, конечно виднее. Как ты все успеваешь?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ход по тангажу примерно 180-200мм, по крену отклонение по 90 градусов в каждую сторону. У сайтека по 45 к примеру.

У Saitek Cessna Yoke ход по крену чуть более 90° в каждую сторону. Важен не только ход, но и качество датчиков.

Изменено пользователем Петрович
0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У Saitek Cessna Yoke ход по крену чуть более 90° в каждую сторону. Важен не только ход, но и качество датчиков.

А, у них же цессна ещё. Да. Я про профлайт или как-то так называется. А датчики безусловно холлы, т.е. вечные бесконтактники, это даже не обсуждается.Единственный вопрос на данный момент - дискретность сервомотора. Достаточно ли будет 3 положения на 1 градус.

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про дискретность ничего не могу сказать, никогда не юзал force feedback.

Обратная связь что будет давать? Сопротивление?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Про дискретность ничего не могу сказать, никогда не юзал force feedback.

Обратная связь что будет давать? Сопротивление?

Да. К примеру вибрацию от земли или двигателя в зависимости от оборотов, самоперемещения под контролем автопилота, но это не главное. Главное, что будут ощущаться все неровности воздуха, все турбулентности, восходящие потоки, срывы, сваливания, зависимость силы загрузки органов управления от воздушной скорости. Да, и с обратной связью триммирование преобретает хоть какой-то смысл в симе, т.к. удерживать к примеру 5 кг веса весь полёт - довольно утомительное занятие. В общем всё как в реале будет. Тестить будет реал-пилот.

4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Итак, часто ли вы подруливаете штурвалом на величину меньшую 0.35 градуса чтобы эта величина была слишком груба для сервомотора?

Я - редко. Специально загрубляю околонулевой отклик посредством кривых через фсуп, дабы можно было свободнее шуровать. 

1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я - редко. Специально загрубляю околонулевой отклик посредством кривых через фсуп, дабы можно было свободнее шуровать. 

т.е. 0,35 - нормально? Спасибо, мнение учтено. Народ, не стесняйтесь. Вяло как-то или народ не привыкший к таким устройствам, ибо цена за 1000 евро на них. Как не хочется ветку на срачсиме создавать...

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ещё раз глянул аналоги. Ближайший по характеристикам http://www.beh.ch/CLS-Economy-Yoke.200.0.html?&L=4

Т.е. вместо моих предложенных 0,35* у них 0,008*. Это охренеть какой там редуктор установлен понижающий. Скорее всего планетарный 50:1. Там наверное даже ступеньки эти никак не ощущается, он и позиционируется как ультрасглаженный. Хотя и цена у него 1700 еврорублей.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А этот во сколько уложится, по прикидкам?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А этот во сколько уложится, по прикидкам?

Вообще сложно сказать. Я даже себестоимости не знаю пока. Все глаза сломал искать оптимальные комплектующие. Сейчас положение такое, что конструкция будет зависеть от того, какой двигатель я найду. В идеале найти шаговый на 1 А с шагом 0,9 и планетарным редуктором 10:1. Если тут присутствуют гуру поиска, то прошу посодействовать.

В любом случае для России и СНГ будут ощутимые скидки, ибо положение такое.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А в двух -трёх словах функциональную схему бы рассказали. Прынцып. Может и мысли появятся. Я до сих пор не знаю, например (хотя и авиатор, правда, не самолётчик), отклоняется штурвал по тангажу при работе триммера, типа МЭТ? Или у некоторых отклоняется? Но вот помню с молодости на МиГ-23 когда тиммером игрался, (пока мои дела делались :)) РУС перемещался.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А "баранка" какого крафта ляжет в основу разработки . Хорошо бы рога 737 заиметь в таком исполнении

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Заинтересован в покупке, слежу за проектом.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А в двух -трёх словах функциональную схему бы рассказали. Прынцып. Может и мысли появятся. Я до сих пор не знаю, например (хотя и авиатор, правда, не самолётчик), отклоняется штурвал по тангажу при работе триммера, типа МЭТ? Или у некоторых отклоняется? Но вот помню с молодости на МиГ-23 когда тиммером игрался, (пока мои дела делались :)) РУС перемещался.

Схема проста. 2 мощных шаговых двигателя, один на тангаж, другой на крен. На каждой оси по датчику холла для снятия сигналов с штурвала в сим. Они же работают с драйверами двигателей (не дрова, а именно драйверы, руководящие поведением сервомоторов). Поведение максимально приближено к реалу. Т.е. если это малая авиация, то вся сложность и гамма усилий передаются на штурвал, если тяжёлая, то будет правильная загрузка штурвала в соответствии с типом ВС. Триммироваться будет по простому принципу - крутишь триммер, штурвал идёт за ним самостоятельно, т.е. облегчается новое положение штурвала, если до этого держать его внатяг. А при включенном автопилоте штурвал сам повторяет манёвры ВС. Также планируется синхронизация со 2м штурвалом для работы в паре.

А "баранка" какого крафта ляжет в основу разработки . Хорошо бы рога 737 заиметь в таком исполнении

Пока думаю универсал сделать. Эргономичный и со следующим набором кнопок: хатки на триммеры, вкл/выкл автопилота и не помню как называется, жмёшь, АП вырубается, рулишь как надо, отпускаешь и АП включается обратно. По хатке обзора пока думаю, надо оно или нет. По габаритам плечо рога рассчитывается на 15 см при усилии на крене 4,5 кг. Т.е. рога будут на расстоянии 30 см друг от друга. Дальнейшие рассчёты могут поменять цифры. А насчёт копии боинга или любого другого - это возможно как опцию пихнуть. Пока я не искал 3Д принтер в окрестностях, работа пока только над механикой идёт.

MadMarkus,  а как в эту http://bffsimulation.com/FFB-yoke-1.php  штуку залесть, типа зарегиться, чтоб доступ к инфе иметь? 

Никак, там и так всё открыто. И оттуда я много ценной инфы почерпнул и пару умных идей. Но чел не технарь судя по всему. Я как технарь сообразил схему поэффективнее и подолговечнее. А работу он проделал очень большую. Уважуха ему.

 

 

 

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так, жестоко наврал. Из доступных на рынке запчастей деталей имеются варианты с усилиями на крене в 3,81 или 4,26 кг. Можно и больше, но есть ли смысл загружать штурвал с условным диаметром 30 см нагрузкой свыше 4х кг? Ваше мнение интересует, это не риторический вопрос. Может остановиться на 4,26 кг?

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

За глаза

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Трудно сказать, как в реале я, например, не знаю усилия :( . Полагаюсь на мнения знающих. по поводу открыто -  http://bffsimulation.com/FFB-yoke-1.php  , пробовал поподробнее - пароль просит. А так да, многое посмотрел. Возникли вопросы, как тоже технаря. Датчик Холла как инфу снимать будет, подсчётом или аналог резистора? Как двигатели загружать будут штурвал, торможением, типа? Не могли бы подсказать, ссылки, где смотрите доступные детали, ознакомиться так сказать. Темой очень заинтересован, ибо хочу такую игрушку себе, видел как работает по той ссылке, что пароль просит для детального ознакомления.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

0,35 на щелчок- это более чем достаточно. Я имел дело с Форс Фидбек и я понимаю о чем говорю. Это для FFB очень гладко. Если, конечно, вопрос ещё актуален.

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

0,35 на щелчок- это более чем достаточно. Я имел дело с Форс Фидбек и я понимаю о чем говорю. Это для FFB очень гладко. Если, конечно, вопрос ещё актуален.

Вопрос актуален. Но я нарыл возможность сделать ещё в 2 раза более гладко:) Просто машину взял, нет финансов пока на разработку, нужно детали закупать, а не на что)))

0

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!


Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.


Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу