Jump to content

Recommended Posts

Горячо приветствую вас дамы и господа, и по просьбам публикую очередной обзор.

Темой сегодняшнего разговора будет весьма спорная модель от Shade Tree Micro Aviation под названием Aviat A-1A Husky. Сразу оговорюсь — модель старая и создавалась еще для X-Plane 9. Но если она адаптирована и для десятой версии, почему бы не адаптировать ее полностью (свет, текстуры, 3D-модель) или хотя бы не уменьшить цену? Впрочем, обо всем по порядку.

Предыстория:

Aviat A-1A Husky — это американский двухместный самолет с хвостовым шасси и тандемным расположением кресел, который используется преимущественно для полетов в глушь и буксировки планеров. Выпускается он с 1986 года, всего произведено более 650 самолетов, а в России, на данный момент, используется менее 10 штук. Самолет этот очень похож на известный всем Piper Cub, однако есть и отличия. К примеру, даже в стандартной комплектации у сабжа увеличенный диаметр колес, что говорит о его "дикой" природе. Корпус Хаски сделан из стали и покрыт ПЭТ, в то время, как у Piper Cub выполнен из дерева. Словом, создателями сей птички взят весь положительный опыт Пайпера и создан аналог. Но более крепкий и выносливый, более подходящий для работы в труднодоступных местах, и условиях севера. Другими словами, конструкторы создали хаски — прекрасного ездового пса.

Визуальная модель

Что не скажешь об модели от STMA. Ощущения от самолета несколько странные. С одной стороны, выполнен он достаточно добротно, с проработкой мелких деталей, но с другой настолько топорно, что становится очень жаль потраченных на него денег. Вообще на первый взгляд смотрится самолет весьма и весьма неплохо: Ливреи HiRes качества, пять видов шасси (стандартные колеса, колеса с обтекателями, "тундра", поплавки и лыжи), есть болванчик в кабине, выпуклости и вогнутости на клыльях и фюзеляже тоже присутствуют, причем именно там, где они и должны быть.

8334264.jpg

Но при более близком рассмотрении самолет начинает расстраивать. HiRes превращается в мыло, текстуры местами не стыкуются друг с другом, а уж как, не нарушая правил форума, назвать эти пиксели на фюзеляже, я и вовсе не знаю. При этом в ливрее присутствуют и HD элементы, которые, впрочем, на общем фоне смотрятся как на корове седло. К ним относится и бортовой номер на фюзеляже, и лого на хвосте, и раскраска крыльев.

8326072m.jpg 8327096m.jpg 8385467m.jpg 8373179m.jpg

И при этом в самой модели, как я говорил выше, множество мелких деталей. Таких, как например неплохо выполненный проблесковый маячок (на крайнем скрине), шасси и подкосы (ниже). Но почему нельзя было сделать на них нормальные  текстуры?! Заклепки, например, абсолютно с любого ракурса приводят меня в уныние, подножка нарисована, причем очень и очень топорно, про текстуры я писал выше. Причем если бы эти косяки были в единичном экземпляре, ничего страшного, а так, это как тараканы — одного, в принципе и не заметишь, но стадо в квартире значительно портит жизнь.

8370107m.jpg 8358843m.jpg 8363963m.jpg

Есть и еще один несколько спорный момент — кок винта, а точнее его окраска. В принципе сделано неплохо, в нем, в неплохом качестве отражается снизу земля, а сверху небо. Только вот беда в том, что они не отражаются, они нарисованы. Причем земля там — пустыня. Да, сделано красиво, но лично я предпочитаю летать на Аляске или на Гавайях, там пустынь нет и как бы это смешно не звучало, такой кок винта мне не подходит.

Виртуальный кокпит

Сабж — это самолет, летать в котором нужно исключительно с помощью внешнего вида. Делать это из кабины крайне не рекомендуется. На мой взгляд, это даже не ВК, это какая-то продвинутая 2D с невообразимым количеством мыла. Органы управления в нем сделаны в 3D, а вот все остальное мыльное, плохо читаемое (особенно радио) и наводит на мысли о суициде. Особого внимания заслуживают, как и во внешке, текстуры кабины. Например пол. Качественные текстуры металлических пластин под ноги и неплохо выполненные педали соседствуют с совершенно жуткими текстурами собственно пола. Как это можно объяснить, я не знаю, но смотреть неприятно.

8333243m.jpg 8339387m.jpg 8336315m.jpg 8326075m.jpg 8327099m.jpg

Системы

Их тут нет от слова дефолт. Конечно огни зажигаются от переключения тумблеров, масса включает бортовую сеть, а тумблер авионики обесточивает/включает бортовое навигационное оборудование, но ничего больше не ждите. Предохранители либо выводят на экран увеличенные копии приборов (например радио), либо ставят/убирают GPS (досталась в наследство от X-Plane 9) на приборную панель, либо добавляют/убирают приборы. Например предохранитель NAV меняет на панели индикатор NAV1 на ADF/VOR2, а предохранитель FUEL добавляет на приборку два будильника Fuel quanity (вообще баки у Хаски находятся в крыльях и в кабине по бокам сверху есть градусники, показывающие количество топлива). Предохранитель LAND открывает створки капота и становится видно фото двигателя, а PITOT открывает багажник. Есть в модели и своя фишка — в любой аэропорт добавляется ваш собственный ангар, но я, честно говоря, даже не разбирался в ней. На сабже я практически не летал, не пытался его изучать и делать этого не собираюсь, есть намного лучше проработанные модели, на которые я и трачу свое время. Единственное, что мне действительно понравилось в этом самолете — у него поднимаются лыжи.

8374202.jpg

Динамика

А вот динамика у модели, на удивление, весьма неплоха. После запуска и снятия с тормоза, на асфальте самолет сам начинает двигаться вперед, в то время, как на снегу, траве, гравии и т.д. — нет, как оно, собственно и происходит в реале. Рулится он, правда, скорее как самолет с передней опорой, но сие не критично. Что меня в этой модели подкупило, если дать полный газ, удерживая тормоза и двинуть ручку от себя, самолет поднимается на передние опоры шасси, а при определенном навыке в этом положении его можно и удерживать. Данная техника, если кто не знает, частенько применяется для уменьшения разбега. Что ж, посмотрим насколько STOL сей пепелац. Рулить в конец взлетки я не стал, решив дать самолету показать себя на ограниченной площадке. Отрывается он действительно очень бодренько.

8337338m.jpg 8326074m.jpg 8331194m.jpg

В полете машина ведет себя хорошо, чутко реагирует на любые движения РУС. Оттриммировать самолет можно, но бросать РУС не стоит, самолетик маленький, легкий и при этом с довольно большой площадью крыльев. Любой ветерок и его начинает нести — как оно, собственно, и происходит в реале. Вообще впечатления от полета, в целом, положительные, только вот на высоте в 2000 ft, РУД, установленной в 50% и оборотах двигателя 2000 RPM, в горизонтальном полете сабж летит опустив нос на 0,5*-1*. И давление масла почему-то чуть выше положенного. Пилот, кстати говоря, анимирован, при движении РУС двигается. Немного угловато, резко, но логично. Как и в настоящем Хаски, дверь в полете открывается и можно лететь с открытой. Кстати говоря, в отличии от некоторых других моделей, временами намного лучшего качества, сей крафт требует адекватного управления педалями в виражах. Yaw dumper-ом он не оборудован и это чувствуется сразу.

8350653m.jpg 8349629m.jpg

На снижении также ведет себя адекватно, при установленном на холостой ход РУД-е временами требует кратковременной дачи газа. По крайней мере у меня было разок ощущение, что я чуть не заглох. Без закрылок легко снижается на 70 MPH и тангажом -3*.

8388540m.jpg 8383420m.jpg

Касание было на 50 MPH, примерно в там, где начинаются елки, чуть ближе к месту остановки. При этом Stall warning не вопил, самолетик сел мягко и по сути, сам. Очень легко выправился по осевой. Вообще, по ощущениям, эта машинка, если постараться, сядет и на нефтяную вышку. Словом, для bush flying-а это очень хороший самолет, если бы не все те недостатки, описанные выше. Летать, именно летать, на нем исключительно приятно!

Звук и свет

Звук приятен. Он не приводит в восторг, но и не режет ухо. Судя по видео с youtube, весьма похож на оригинал. Абсолютно никаких претензий к нему нет. А вот по свету... Если внешний, в принципе и не плох, то вот свет в ВК... Колесиками Cabim Light и Instr. Light меняется интенсивность освещения. Причем первое колесико заставляет светиться всю кабину, т.е. по сути просто осветляет ее текстуры, а второе делает то же самое с приборами.

8371132m.jpg

И на закуску — как и водится в большинстве самолетов, у пилота есть вспомогательная лампа для чтения карт и т.п., есть она и здесь. Кроме того, очень приятно сделан отсвет на панели.

8356796m.jpg 8363964m.jpg

Но если при включенной лампе осмотреть самолет снаружи...

8355772m.jpg

ЭТО, БЛ.., ЧТО?!

Вот после таких косяков хочется этот самолет стереть. Вообще. Отовсюду. Даже из интернета. Или выколоть себе глаза. Я понимаю, что это не критично, что самолет летать будет и без этой мутировавшей люстры, но она аннулирует вообще все хорошее, что есть в этой модели. Она отбивает желание летать на этом самолете. Она не то что дает неправильный отсвет снаружи, она просто заглушает весь свет внутри и... она даже не светит, я правда не знаю, как это можно назвать.

З.Ы.

При долгой работе на холостых услышал слабый треск в колонках — помехи у звука есть.

Документация

В комплекте идут чеклисты, таблица центровки (просто экселевский список всего оборудования, его вес и расположение в самолете), таблица Vx и Vy (такой же список) и режимы работы двигателя.

Где купить

store.x-plane.org — $24,95

Итог

Лично я крайне не рекомендовал бы этот самолет к покупке, тем более за такую цену. За эти деньги можно купить достойную модель Carenado, Alabeo, vFlyteAir и многие другие. Несмотря на все плюсы сабжа (главным образом это динамика), минусы перекрывают их полностью и даже с избытком. Это и визуалка, и свет, и ВК. Не спасает даже "фишка" от STMA — ангар, который даже нет желания смотреть. Впрочем, если вам важна именно динамика самолета, а все вышеперечисленные минусы модели не волнуют, то вы останетесь довольны.

Нужно еще добавить, что другие модели от данного разработчика, столь же хороши по качеству. Причем если данному крафту некоторые вещи простительны, то моделям, созданным для X-Plane 10 и страдающим теми же болячками — нет.

Как альтернативу, к тому же бесплатную, я бы предложил этот Piper PA-11 Cub Special. Мало того, что он выполнен намного качественней в плане визуалки, так у него еще есть и своя, просто потрясающая фишка — чтобы завести двигатель, нужно вручную прокрутить винт. В прямом смысле. Берете его мышкой и крутите =).

8340415m.jpg

И пусть в нем только две модели — обычные колеса и поплавки, пусть нет никакой радионавигации, кроме рации, исполняющей роль Com, эта модель в разы лучше, чем сабж.

И удачных вам полетов

На хороших самолетах!

Edited by taildragger
  • Upvote 9

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо! Хороший обзор, не "политкоррекный" :) Жаль, до ангара руки не дошли, STMA им чуть ли не гордится, хотелось узнать правда там что-нибудь стоящее или так, пиар. Может добавишь, если будет время?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Спасибо! Хороший обзор, не "политкоррекный" :) Жаль, до ангара руки не дошли, STMA им чуть ли не гордится, хотелось узнать правда там что-нибудь стоящее или так, пиар. Может добавишь, если будет время?

Я попробовал. Оно вообще не работает. На меню (на скринах панели оно выглядит, как пульт от кондиционера с желтой надписью STMA) если нажимаешь одну кнопку, нажимаются все сразу. Видимо работает это только в XP9, либо если докупать отдельно HangarOps. А может я не разобрался, хотя делал все, вроде, по мануалу...

Кстати, к моделям с увеличенными пневматиками и лыжному варианту можно прикрутить еще и дополнительный багажник снизу.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Отличный обзор! Спасибо.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мдааа... Обзор хорош и печален одновременно. С таким подходом к разработке... У них даже с программированием беда... В общем я вижу только один вариант - взять за основу общую геометрию самолёта и базируясь на ней сделать новый крафт.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Многие их огрехи становятся понятными, если вспомнить, что это очень старая модель, она, похоже, разрабатывалась во времена X-Plane 8.17, во всяком случае такое имя директории прописано в acf файле, хотя сам acf файл для X-Plane 9. Но не для десятки, то есть он к ней даже не адаптирован, никакого HDR, старый свет, нет 3D кокпита в сегодняшнем его виде, только панель, да и та размером 1024х1024, generic приборы, текстуры низкого разрешения... А главное, человека, который умеет с графикой работать, у них нет, так что и от последнего Хаски подвижек в этом ждать не приходится.

 

Кстати, я совершенно случайно узнал, что 3D модель для Шерпы они взяли и какого-то умельца-моделиста, который делал для себя модель в 1/8 натуральной величины, ну и 3D модель под это дело сваял. Такие дела.

Edited by mxkv67

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мдааа... Обзор хорош и печален одновременно. С таким подходом к разработке... У них даже с программированием беда... В общем я вижу только один вариант - взять за основу общую геометрию самолёта и базируясь на ней сделать новый крафт.

Многие их огрехи становятся понятными, если вспомнить, что это очень старая модель, она, похоже, разрабатывалась во времена X-Plane 8.17, во всяком случае такое имя директории прописано в acf файле, хотя сам acf файл для X-Plane 9. Но не для десятки, то есть он к ней даже не адаптирован, никакого HDR, старый свет, нет 3D кокпита в сегодняшнем его виде, только панель, да и та размером 1024х1024, generic приборы, текстуры низкого разрешения... А главное, человека, который умеет с графикой работать, у них нет, так что и от последнего Хаски подвижек в этом ждать не приходится.

 

Кстати, я совершенно случайно узнал, что 3D модель для Шерпы они взяли и какого-то умельца-моделиста, который делал для себя модель в 1/8 натуральной величины, ну и 3D модель под это дело сваял. Такие дела.

В общем крафты от STMA лучше не брать вообще. Что грустно, если честно. Они делают именно те самолеты, на которых я летаю. Отдал бы все Каренадовские Цессны и Пайперы за один хороший Пайпер Каб или Хаски и Оттер..

Купил, кстати, DHC-6 от RWDesign и теперь в полном недоумении одновременно и очень хороший крафт и полное г. Причем во всем. Вроде и свет хорош, но дерьмовенький, и звук такой же. Абсолютно такие же ощущения по динамике. Некоторые системы проработаны, а казалось бы элементарных вещей нет. В общем, это что-то странное xD. Облетаю как следует, напишу о нем.

Edited by taildragger

Share this post


Link to post
Share on other sites

В общем крафты от STMA лучше не брать вообще. Что грустно, если честно. Они делают именно те самолеты, на которых я летаю. Отдал бы все Каренадовские Цессны и Пайперы за один хороший Пайпер Каб или Хаски и Оттер...

А можно глянуть на крафт? На 3d модель в смысле. Папку Objects только заархивить.

Share this post


Link to post
Share on other sites

А можно глянуть на крафт? На 3d модель в смысле. Папку Objects только заархивить.

Без проблем, домой утром приду и скину =)

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×