Jump to content
Sign in to follow this  
dimofei

Полёты у чёрта на рогах и не только

Recommended Posts

Идея перелёта между северными портами, расположенными на большом расстоянии друг от друга интересна возможностью протестировать ПНК самолёта при полёте на дальние расстояния по прямой в высоких широтах. Собственно, цель полёта и была в том, чтобы посмотреть, насколько самолёт «промахнётся» к конечной точке маршрута без коррекции ПНК по радиомаякам в пути.

 

Для перелёта был выбран Ил-86 версии beta2(fs9), оснащённый весьма интересным НК «Пижма» и ИНС И-21. Увы, слово «бета» в названии модели стоит не зря, но об этом – позже.

 

А/п вылета – Мурманск, прибытия – Певек. Да, в реальности в этих портах Ил-86 не появлялись, но на то он и симулятор.

 

fsscr000_1.jpg.295adea11d18c171474333d321d494e9.jpg

Наш «баклажан» в А/П Мурманск

 

 

fsscr002_1.jpg.1e8b819910502736321b4fcc15e2bd39.jpg

Топлива – «под пробки», загрузки по минимуму, чтобы не выйти за ограничение по взлётной массе

 

fsscr004_1.jpg.5e0a8d1270aadc4753f55aa7994dfd06.jpg

Настраиваем БСКВ, ИКВ и И-21. Последней выставляем координаты КТА аэродрома, потом, на исполнительном, в режиме «коррекция» - координаты порога полосы, откуда начнём разбег.

 

fsscr005_1.jpg.4b8b927812f06d609516d88df8293fa4.jpg

Штурман, что за шутки? Что это за музычка? Где КЛН?

КЛН так и не нашли, полетели с музыкой.

 

fsscr006_1.jpg.010bca34f517a660f457c126639b4890.jpg

НК «Пижма» в этой версии – штука весьма капризная и своенравная. В одном из предыдущих полётов после взлёта обнаружилось, что счисление идёт в обратную сторону – текущие значения широты при полёте на север уменьшались, как если бы самолёт летел на юг. В этом полёте НК удалось включить в режим работы не с первого раза, что, возможно и стало причиной последующих неприятностей. Ввод программы в данной версии лучше производить с «перфокарты», что и было сделано.

 

fsscr011_1.jpg.03d0fd8612455af58f393cd53551ae3a.jpg

Запуск двигателей

 

fsscr014_1.jpg.7e98726b416dcd6f2b157906d7f357e4.jpg

Взлетаем. Фары, время, рубеж, подъём, три-пять-семь, безопасная!

 

fsscr015_1.jpg.04c0d50887ce60ed7950ba706a2563ac.jpg

После взлёта и прохода ППМ01 начались неприятности. Самолёт резво отклонился влево, хотя ППМ02 находится правее. Коррекция по РСБН выдала БУ в 9.9 км, принятие этой поправки привело к довольно резкому манёвру самолёта, который завершился при значениях БУ 5,5, после чего машина опять стала отклоняться влево.

 

fsscr016_1.jpg.997fcdbd0793587856ee9ed0ba7d3a51.jpg

Разница в показаниях Пижмы и И-21

 

fsscr019_1.jpg.513bfe3b66dd292ec3686b662b4899e9.jpg

Движение по синусоиде вблизи ЛЗП кончилось выдачей вот такой ерунды на ПВИ (дистанция до ППМ 87,6 км при реальных 3940), после чего оставалось либо лететь обратно, либо попытаться долететь по И-21. ИНС до этого ни разу не глючила, так что было решено продолжить полёт.

 

fsscr025_1.jpg.17736fa402faff5052991e5997565317.jpg

ЛБУ 76,8, дистанция 948. Чушь какая-то. Инерциалка, не подведи!

 

fsscr028_1.jpg.4af6af7dffe4e121c8c5db73e3f931c4.jpg

Огорчённый происходящим  2 пилот выглянул во внекабинное пространство и тут же схватился за фотоаппарат – северное сияние!

 

fsscr043_1.jpg.6fdb5cc6914c77fccd35c7928ffbbbc4.jpg

Летим дальше и севернее.  О. Земля Вильчека на ЗФИ

 

fsscr047_1.jpg.f98489202d180ffa390d614b56c9a94d.jpg

Забрались за 82 широту.

 

fsscr056_1.jpg.00be717e2daf11fb26fd8ef536523404.jpg

Пустой Баклажан оказался весьма резвым и разогнался аж до истинной тысячи километров в час. Правда, на пределе ограничения по числу М, посему пришлось притормозить.

 

 

fsscr060_1.jpg.c581cca30c637ccbe7a0e558f8c2b1de.jpg

Какое-то радио добивает и сюда. Делать всё равно нечего, так хоть музычку послушаем.

 

fsscr062_1.jpg.f3014e2cc8d23d63a5fa97179e903b8e.jpg

Начинаем снижение. За бортом как раз граница оледенения океана.

Поскольку автокоррекция курсовой системы от ЦВМ выдаст неизвестно что, берём курс от И-21 и подкручиваем курсовую задатчиком курса, благо в этих краях МС=0

 

fsscr063_1.jpg.4236ac7ebf24a6a575bf2cadc0e94168.jpg

О. Айон у берегов Чукотки. На нём расположен одноимённый аэродромчик, над которым и следовало бы разворачиваться на Певек, но к моменту прилёта в ИНС накопилась погрешность, так что аэродромчик оказался сильно правее и разглядеть его не удалось

 

fsscr065_1.jpg.44a06abe27299757a0b381a601b18124.jpg

А вот и а/п назначения. Вон он, внизу на берегу виднеется.

 

fsscr066_1.jpg.0c8175d39effdf79b939ae1bb0509b99.jpg

Собственно, разница между данными на И-21 и индикаторе РСБН и есть ошибка, накопленная ИНС в пути. Почти 12 км  по широте. При этом по курсу на Певек вывела точно, ошиблась только в дистанции.

 

fsscr067_1.jpg.da95f900bfec72e61265b2d2e8172d09.jpg

К третьему ВПП 35, в сторону города. По случаю неисправности «Пижмы» о пульте посадки можно забыть.

 

fsscr077_1.jpg.6e2c10bf08b6b6779ee3e765896c4c8f.jpg

Садимся!

 

fsscr086_1.jpg.70ce90281aab260a2d33912df962304b.jpg

Здравствуй, любимый чукотский аэропорт!

 

 

fsscr083_1.jpg.b487e6c25c9812b32b4ecfe543c0576c.jpg

У «Пижмы» своё мнение о том, где мы оказались (Певек находится на 69.47 с.ш. 177.36 в.д.) Она же считает, что мы в тайге, километрах в 70 к северу от г. Кодинск Красноярского края.

 

fsscr073.jpg.2a5122e22371f9b00b41ad72adbab965.jpg

Борьба между НК, ИНС и экипажем за правильный курс на участке набора.

 

fsscr070.jpg.66caf8adb354372e9a7ec2c28608155d.jpg

Промах мимо Айона.

 

 

fsscr071.jpg.d82cf3de893f018f82e9017f63c7cfcf.jpg

Вот и весь полёт. 5 ч. 10 мин в пути, 4300 км.

 

 

Edited by dimofei
  • Like Копия 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Дима, изображения не раскрываются :sad:

 

P.S. Теперь отображаются :smile:

Edited by UEMJ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Проверил, должны отображаться.

Share this post


Link to post
Share on other sites
22 минуты назад, dimofei сказал:

Ввод программы в данной версии лучше производить с «перфокарты», что и было сделано.

Запускать его запускал в симе, но не помню, пробовал летать или нет. А перфокарта на этот полёт сохранилась?

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я в итоге смирился с глюками НК, решив считать их реализованной системой отказов %) 2 отказа на более 20 полётов.

Перфокарта вроде сохранилась.

Share this post


Link to post
Share on other sites
В 4/12/2018 в 23:55, dimofei сказал:

в итоге смирился с глюками НК, решив считать их реализованной системой отказов %) 2 отказа на более 20 полётов.

Сомневаюсь, что "Пижма" глючит так заметно. Степан Грицевский мог чего то не доделать из режимов, но те, которые он в свет отдал, должны чётко работать.

Предполагаю что НПМ и КПМ брал как КТА аэродромов вылета/прилёта? Мог неточно на начальную точку маршрута выйти, вот и отклонение. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вопрос скорее всего к составлению перфокарты. У меня не было ни единого раза, чтобы НК работал некорректно из-за других причин. Поправки 9.9 говорят о том что маяк либо вообще не принимается, либо в НК заложена ересь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Увы и ах, даже в прилагаемом к самолёте примеру полёта С. Грицевский прямо писал, что во время выполнения этого самого полёта обнаружил несколько ошибок в НК. Там же писал, что при включении режима коррекции от РСБН/VOR следует оценить правдоподобность поправок, потому что "бывают глюки". Также можно почитать соответствующую ветку форума ПТ, где опробовавшие модель пользователи делились с автором приборов глюками и непонятками.

Насколько помню, по самолёту планировалось продолжить работу, доработать НК, озвучить экипаж и т.д. Но вышло так, как вышло - самолёт доработали только для FSX, а модель для FS9 так и осталась "beta".

В общем, если НК включился в "работу" сразу, то скорее всего, сбоев и не будет, как показывает практика. В обоих "глючных" случаях он у меня включался не с первого раза. Об этом тоже писал Грицевский, указывая, что логика включения недоработана и включать следует только способом, указанным в примере полёта.

 

51 минуту назад, UEMJ сказал:

Предполагаю что НПМ и КПМ брал как КТА аэродромов вылета/прилёта? Мог неточно на начальную точку маршрута выйти, вот и отклонение. 

Но не такое же кошмарное, к тому же не исправляемое по РСБН.  Так что, увы, глюк. Всё равно будем пробовать летать дальше :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
11 минут назад, Kirill Konovalov сказал:

Вопрос скорее всего к составлению перфокарты. У меня не было ни единого раза, чтобы НК работал некорректно из-за других причин. Поправки 9.9 говорят о том что маяк либо вообще не принимается, либо в НК заложена ересь.

На всякий случай уточню - речь о модели для fs9.

Я тоже поначалу грешил на перфокарту, но по предыдущей сначала получил счисление в обратную сторону, а потом, после перезапуска симулятора - нормальный полёт по маршруту.

Выше я писал про замеченную связь: не включилось в "работу" с первого раза - жди сбоев.

Перфокарту этого полёта прилагаю - может я действительно, что-то не так ввёл.

pizma.txt

Share this post


Link to post
Share on other sites

Я конечно за давностью лет уже многого не помню по 86. Но по-моему НК не дорабатывался от слова вообще между версиями для ФС9, и ФСХ. Он по-моему даже не умеет с новыми магнитными склонениями работать- требует 9-очные. Он-же у нас был первенцем, когда мы работы Грицевского портировать в ФСХ начали. Это на Тушке уже "развернулись" во всю с переделками и доделками. а на 86 там изменений было не ахти как много. 

Share this post


Link to post
Share on other sites

НК как минимум дорабатывался по логике выбора маяков для коррекции, насколько я помню по сообщениям с соседнего форума. Возможно, были и ещё какие-то доработки. Но я по старой памяти юзаю 9-ку, так что буду приноравливаться к тому, что имеется.
В любом случае - спасибо за модель !

Share this post


Link to post
Share on other sites

Не прошло и года, как всё же решено было вернуть домой застрявший в Певеке Ил-86. Но увы, попытка оказалась безрезультатной, но при этом обогатила информацией о странностях и особенностях НК модели.

fsscr006.jpg.4f5200f2d9a306beee189baf57ce1203.jpg

На исполнительном ВПП 17 в Певеке, уже в ожидании многочасового висения в воздухе.

 

fsscr008.jpg.325264c2e4d6604a9076275234880eb2.jpg

Разворот над Чаунской губой. Внизу виден аэродром.

 

fsscr014.jpg.e41368966af5c3d30a7de2bdc6b15327.jpg

При подлёте к ППМ №1 (LUTEM) зажглось табло "ПРОВ ПМ АЭР". А после пролёта - опять неправильное счисление и полёт неизвестно куда. В полёте из Мурманска в Певек это табло, скорее всего, осталось незамеченным за панелью И-21. 

 

fsscr021.jpg.c9d415b82b375203b7669b344878ba58.jpg

Собственно, текущие координаты, при том, что самолёт всё ещё сравнительно недалеко от Певека (170 град. в.д.). Снова лететь по И-21 не хотелось, да и смысла не было - идея была в тестировании "Пижмы", посему в И-21 был введён новый маршрут и самолёт полетел обратно в Певек.

 

fsscr040.jpg.7dc86620af1461b5f46aee58944f352a.jpg

Немногочисленные провожающие немало удивились позорному возвращению из неудавшегося полёта.

 

fsscr029.jpg.11f177a4caf2694f5ed55046639d71c4.jpg

Туда и обратно :-(

Из этого печального опыта (и ещё нескольких небольших полётов) следует, что:

1) "Пижма" довольно бодро уходит с ЛЗП - примерно 4 км БУ на 100 км пути, если проверять по РСБН. Почти всегда самолёт отклоняется вправо.

2) Максимальная длина участка маршрута не должна превышать 999 км - на РМИ под значение дальности отведены только 3 разряда. И глюки с Пижмой начинались именно при переключении на участок большой длины (ок. 4000 км). 

3) Нельзя "снять" ошибку - т.е. если сбой произошёл, его уже не исправить. Это же касается и отключения НК после пролёта последнего ППМ.

4) Не стоит забывать переключать галетник на пульте БСКВ в положение "ВК"

5) Автоматическая посадка на этой модели реализована сильно хуже, чем на Ил-62. Лучше руками.

А в Мурманск самолёт всё же вернётся. Попозже :-)

 

 

  • Like Копия 1
  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

И всё же перелёт получился! Правда, без отказов всё равно не обошлось, эксперимент можно считать "условно чистым", но интересующие данные были получены. Для корректной работы НК маршрут пришлось разбить на участки длиной около 900 км.

fsscr002.jpg.8982a8c5f7166367c27cbe9be11a7ccb.jpg

Ну здравствуй, дорогой Баклажан. Попробуем ещё разок слетать)

 

fsscr004.jpg.5653a9be1949f71032cd2b7ea06e0bb8.jpg

НК включился в работу с первого раза. Хороший признак. Ещё на борт вернули КЛН для точного контроля.

 

fsscr009.jpg.c59fd23e7e25a8e1b4d77efd496793e9.jpg

После взлёта проверяем счисление по РСБН. Отклонение по S и Z  =0. Видимо, счисление точно в середине ВПП включилось, повезло. Для пущей чистоты эксперимента коррекция от РСБН далее не производилась.

 

fsscr015.jpg.868a13fec5abdb587d10eb9f9e22c5aa.jpg

Удаление от а/п вылета - 300 км, проверяем точность счисления по РСБН. Поразительно, но всего 600м по дальности и столько же в сторону от ЛЗП. Кстати, о летучести баклажанов - больше 300 км пролетел, а всё ещё на 9600 с трудом лезет.

 

fsscr022.jpg.108b7d98f07105655a120b791c1afd7f.jpg

Хорошо летим! 

 

 

Edited by dimofei
  • Like 1
  • Like Копия 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

fsscr032.jpg.1699c15919203ce85472ff56bc7d322e.jpg

Сличаем координаты на устройствах. КЛН и ИНС выдают почти одинаковые, Пижма же заметно забирает вправо. Ну и дурная голова баклажану покоя не даёт - загнал его аж на 11100, тучки перепрыгнуть :-)

 

fsscr036.jpg.e7cfb8f44b7157da5bfa4771bf50f97d.jpg

Самая северная точка маршрута. ИНС и КЛН показывают отклонение ~18 км вправо (севернее).

 

fsscr039.jpg.df5ba409bf87df3e77f34dc8de87fd90.jpg

Попереливаем из полного в початое, дабы центровку отрегулировать.

 

fsscr040.jpg.3804e3485302ac2aa8a1e9ce4622fbc3.jpg

На четвёртом часу полёта, (3:05 по бортовым часам) неожиданно произошёл отказ НК. Никакие табло не засветились, раздался зуммер и самолёт перешёл в режим курсовой стабилизации. При этом Пижма продолжала вести счисление и выдавать на ПНП курс и положение самолёта относительно ЛЗП. Попытка подключить АП к НК, ИНС или КЛН вызывали всё тот же зуммер и оказались безрезультатными. Так что далее полёт проходил с управлением от рукоятки автопилота по показаниям ПНП и индикации ПВИ Пижмы.

 

fsscr042.jpg.abf178b2aeae51724e6a187938d15ba3.jpg

Пролетаем ЗФИ, скоро уже материк.

 

 

  • Like 1
  • Like Копия 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

fsscr053.jpg.82cd86287a702685560f2147bfe96999.jpg

Поймали сигнал РСБН Мурманска. Если в режиме коррекции на ПВИ выдаётся 9,9 - это может означать не только потерю маяка или глюк. В данном случае это означает, что величина поправки больше 9,9 км (ещё бы - судя по КЛН, там все 50!). Несколько нажатий подряд на ИСПОЛ  в таком случае приводят к принятию поправки. Поправку принимать не будем - мы ещё не долетели.

 

fsscr056.jpg.4737f2f449886b8a9cc6521b87036178.jpg

Пожалуй, достаточно. Смотрим на ПВИ - ЛБУ 0,2 км, дистанция 20 км. И-21 выдаёт ЛБУ в 68,3 км (!!!), дистанцию 30,7 км. КЛН - 67,7 км  и 74,2 км соответственно. АП упорно не хочет подключаться к НВ, так что дальше пойдём "на руках", благо аэродром уже рядом.

 

fsscr061.jpg.0e0e1c2dadebcbae50a1dca03a6aba53.jpg

Ну хоть директора и автотяга работают - и то спасибо.

 

fsscr063.jpg.d3097a0d1d4c339cf881c73f672b7315.jpg

Уфф. Прилетели! 5ч 20 минут в воздухе.

 

 

  • Like 1
  • Like Копия 3

Share this post


Link to post
Share on other sites

fsscr068.jpg.e530b2e9e444f231a998f012ae378e8a.jpg

Обалдевший от зрелища заходящего на посадку Ил-86, какой-то местный споттер передал фотку)

 

fsscr097.jpg.d9931dcb2400a72bfcecf0930aa34f08.jpg

По данным СОК, летели вот так. 

fsscr098.jpg.294d69e3b36327e3d706456447cdfb7a.jpg

Наглядная визуализация ошибки НК - должны были "попасть" в аэропорт.

Итого: ошибка НК по дальности составила 50 км, по БУ - 68км. Ошибка ИНС - 1(!!!) км БУ и 44 км по дальности. Собственно, в полёте "туда" было примерно так же - по курсу ИНС вывела точно, а по дальности - промахнулась. Причина же отключения АП от НВ осталась непонятной.

 Всё это с высокой вероятностью говорит о том, что НК Пижма не пригодна (да и не предназначалась, скорее всего) для полётов в таких высоких широтах. Хотя опыт был интересный, стоит его повторить. Возможно, на другом типе самолёта.

  • Like 1
  • Like Копия 3
  • Haha Копия 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Когда-то, несколько лет назад, коллега UEMJ осваивал Ил-62, гоняя его по маршруту UHPP-UHMM (Петропавловск-Камчатский -- Магадан). Возникла идея погонять там Ил-86, тем более, что в UHPP интересная схема выхода, а большая часть небольшого маршрута - прямая линия над Охотским морем.

В ряде предыдущих полётов был замечен нюанс - если на пульте БСКВ выставить магнитное склонение до включения системы в режим "настройка", вернее - до подачи питания, а после, уже в "работе" - согласовать в режиме "МК" - НК ведёт себя прилично и отклоняет самолёт от ЛЗП в пределах разумного. Процедура нигде не описана, хотя вполне возможно, что описание мне попросту не попадалось. Да, речь о 2 уровне "реализма", задаваемом в конфиге модели.

 

fsscr001.jpg.f1a8b348460de9c59fed21a1fdd55e4e.jpg

Загрузились, согласовались, настроились, выруливаем мимо укороченного длиннохвостого собрата)

 

fsscr004.jpg.b7422729525f4145a08f68058ed03879.jpg

После взлёта и выполнения "восьмёрки" схемы выхода. 

 

fsscr005.jpg.98ef40ef7ebb6479f2bb74accf036ebb.jpg

Выход из "восьмёрки" аккурат над аэродромом. Погода хорошая, CAVOK, надо было по прямой набирать. 

 

fsscr010.jpg.376146faa51d5bedf9c3a85bcd393c98.jpg

300 км от РСБН Усть-Большерецка и чуть поменьше от Елизово. Ошибка счисления в 1 км по ЛБУ и 400м по дальности - вполне пристойно на таком участке. Скорректируем счисление - дальше маяков не ожидается.

 

fsscr011.jpg.9051485c9fe16af6f8f9a0b64860c2e4.jpg

Пересекли береговую линию, сигнал РСБН пропал, дальше пойдём без коррекции.

Edited by dimofei
  • Like Копия 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

fsscr014.jpg.76709a0f65e0ca2057c716249d525051.jpg

А вот и берег. Пора уж и снижаться.

 

fsscr016.jpg.8e8cdf582f895bd50721312c0f635df0.jpg

Загорелось "введи ПМ АЭР", надо выбирать курс захода, а до диспетчера не докричаться - настроиться на частоту не проблема, а вызвать - никак. Ну и фиг с ним, пойдём на 10 полосу - там и ИЛС и ОСП.

 

fsscr020.jpg.47bf7c658f520cafe828eb0caa4aaefd.jpg

Ошибка счисления дала о себе знать, выполняя схему, самолёт "провернул" и оказался левее. И тут на частоте Магадана в эфир выходит какой-то фантомас. Его слышно, диспетчера слышно, а сказать ничего нельзя, предлагается обратиться в Петропавловск (тут должен быть смайл с морзянкой)

 

fsscr021.jpg.8170723a2f9dfe37aa5317a669312c94.jpg

Ошибка счисления наглядно - 1 км по курсу и 2 км по удалению. При том, что пролетели 500 км без коррекции - вполне прилично. Тут бы стоило запеть "Виднелся вдали Магадан", да только города уже не видно, он сильно правее)

Edited by dimofei
  • Like Копия 2
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

fsscr025.jpg.3ae25e8ff65f967bb399d7f08a7e7a0d.jpg

Ну вот и прилетели. Рекомендованный угол приземления не соблюдён, ну и фиг с ним, зато мягко)

 

fsscr027.jpg.8c8401d5c9406a8fc8c6e24174174535.jpg

Собственно, трек полёта. Лети себе по прямой и всё.

 

fsscr028.jpg.b77a43e4518d3103261855ad91d45da2.jpg

"Восьмёрка" схемы выхода в Елизово. Сначала думал, что будет интереснее покрутить схему, а прокрутив, да ещё и "вручную" - не, надо было по прямой)))

 

fsscr029.jpg.16100867b410dad61cded8f27b5f81fa.jpg

И заход в Магадане, хорошо виден "проворот".

  • Like Копия 3
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×