Перейти к содержанию
SimRussia.com
Авторизация  
UEMJ

Расчёт поправки в курс (ПК), линейного бокового удаления (ЛБУ) и бокового удаления (БУ) на НЛ-10М и E6B

Рекомендуемые сообщения

- Что дальше, отче?

- Этот, должно быть, огонь.

- Знаете механизм?

- Теоретически - да.

- Теоретически?

- Все четыре камня располагаются вокруг пятого элемента. И оружие против Зла готово.

- Вы не видели, как оно действует?

- Нет.

- К каждому оружию полагается инструкция. Здесь тоже должна быть.

- Вот, нашел!


(c)"Пятый элемент", фильм Люка Бессона

 

 

Представим ситуацию, когда в полёте мы вдруг узнаём что находимся в стороне от линии заданного пути (ЛЗП). Или например, что шли с неверным курсом, что бывает даже чаще. Магнитное склонение не учли, ветер неверно оценили и т.п. Или ситуацию, когда требуется обойти помеху и снова вернуться на линию заданного пути (ЛЗП). Бывают также задачи двигаться правее или левее ЛЗП на заданном расстоянии. Для вех подобных событий существуют специальные методы расчёта маневра.

В аэронавигации эти методы относятся к теме "исправление пути по направлению". В классическом варианте рассчитывается поправка в курс (ПК) из  пройденного расстояния и известного бокового уклонения (БУ) или линейного бокового уклонения (ЛБУ). Считается это дело через тангенс. Раньше в школе его проходили класса с шестого, сейчас не знаю, может вообще не рассказывают. Для тех, кто не может пользоваться тангенсами, в навигационной линейке НЛ-10М отведены две шкалы, 4-я и 5-я. Американцы подошли к этому ещё проще. Они определяют поправку в курс графически, на обратной стороне навигационного расчётчика E6B, используемой обычно для решения навигационного треугольника скоростей (см. статью на AvsimWiki Считаем на E-6B и НЛ-10М навигационный треугольник скоростей, TAS, время, скорость и расстояние).

Для наглядности посмотрим сначала на рисунок. Представим маршрут протяжённостью 550 морских миль. Допустим мы прошли по расчёту 220 морских миль и определили что боковое уклонение составило 9°. До конечного пункта осталось 330 миль, как нужно изменить курс, что бы попасть в пункт назначения?

LBU.jpg

Рассчитаем  поправку в курс (ПК). Сначала на отечественной навигационной линейке НЛ-10М, а затем на популярном и до сих пор, американском расчётчике E6B. Результат конечно же будет одинаков, но хорошо, когда умеешь пользоваться и тем и другим. Ведь симмер отличается от лётчика не только тем, что летает виртуально, а ещё и тем, что летает на всём, ...что летает :icon_mrgreen:

 

НЛ-10М


Как её устанавливать в FS2004 уже писал на Avsim-е (https://www.avsim.su/wiki/НЛ-10М) и насколько помню, в комплекте Ан-24, Ан-26, Ан-30 v.3 имеется замечательная линейка Кирилла Коновалова).

Сдвигаем бегунок так, что-бы треугольник шкалы 4 был напротив числа 220 (пройденное расстояние) 5-й шкалы. Визирку ставим на значение БУ (9°) по 4-й шкале и сразу видим напротив (на 5-й шкале) значение ЛБУ (35 миль). Но в данном случае оно нас мало интересует, им пользуются в случаях, когда БУ неизвестно.

nl1.JPG

LBU1.jpg

Теперь передвигаем бегунок так, что бы треугольник 4-й шкалы встал напротив значения 330 (оставшееся расстояние).
Смотрим на визирке значение дополнительной поправки (ДП), оно равно 6°.

nl2.JPG

LBU2.jpg

Поправка в курс равна сумме БУ и ДП, то есть 15°. Уменьшаем (так как в нашем примере отклонение вправо) значение курса на 15° и самолёт попадает в заданный пункт без лишних маневров.

 

E6B

Прибор имеется в модели Локхид Электра Амелии Эрхард для FS2004 (). Установка в FSX/P3D подробно рассмотрена здесь, под спойлером. Там же пример пересчёта приборной скорости в воздушную.

Спойлер

Для установки на модель самолёта расчётчика E6B, прежде всего находим в Интернет и скачиваем файл lockheed_l10e_fsx.zip, например здесь https://flyawaysimulation.com/downloads/files/9436/fsx-lockheed-l10e-electra/
В нём находим папку FSX Gauges, в ней папку L10E. Её нужно скопировать в папку Gauges симулятора.

Установку рассмотрим на примере модели самолёта B-25J от MAAM.

В файле panel.cfg модели, в секции [Window Titles] добавляем два окна
У меня последнее с номером 06, поэтому пишем:

Window07=E6B front
Window08=E6B back

1.jpg

Затем идём вниз по строкам и после шестого окна прописываем оба наших новых окна, одно для лицевой, другое для оборотной стороны расчётчика E6B:

//----  E6B front  ---
[Window07]
Background_color=0,0,0
size_mm=516,512
pixel_size=516,512
window_pos= 0.1, 0.1
window_size_ratio=1.000  
position=8
visible=0
ident=E6B front
nomenu=0

gauge00=L10E\e6b-v2!Front,  1,1,512,512


//---  E6B Back  ----
[Window08]
Background_color=0,0,0
size_mm=516,512
pixel_size=516,512
window_pos= 0.1, 0.1
window_size_ratio=1.000  
position=8
sizable=1
ident=E6B back
nomenu=0

gauge00=L10E\e6b-v2!Back,  1,1,512,512

2.jpg

Для других моделей возможно придётся подбирать размеры окон, это задаётся в строках :

size_mm=516,512
pixel_size=516,512

где первая цифра, это размер по горизонтали, вторая - по вертикали.


Готово! Сохраняем изменения и загружаем самолёт. Вызывать расчётчик можно через меню симулятора:

3.jpg

А так как номера окон у меня менее 10, то они будут открываться/закрываться ещё и по сочетанию клавиш Shift + 7 и Shift + 8.

E6B весьма удобная штука, рекомендую. На лицевой стороне, например, очень просто пересчитывать из приборной воздушную скорость. Например, летим на высоте 12000 ft, температура за бортом +10°C, приборная скорость 158 mph (очень часто указатели скорости на американских и английских самолётах попадаются со статутными милями в час, а не в узлах). А навигационные расчёты удобнее вести в узлах (knt), так как один узел соответствует одной морской миле в час. А мы знаем, что одна минута широты на карте равна одной морской миле, это заметно упрощает расчёт по карте.
Пересчитаем сначала mph в knt. Для этого мышкой просто вращаем любую из круговых шкал (их всего две):

4.jpg

158 статутных миль в час соответствуют  137 узлам.

Заметили, что одновременно можно посмотреть и километры в час? Да, это будет  254 км/ч.

fsscr015.jpg

Теперь определяем воздушную скорость. Выставляем высоту (12000 ft) напротив температуры (+10°C) и смотрим результат..

Приборная скорость 137 узлов (по внутренней шкале) соответствует, при заданных высоте и температуре, воздушной скорости  171 узел (по внешней шкале).

 

fsscr020.jpg

fsscr016.jpg

Наверное, уже догадались, что так же легко и просто пересчитывать на E6B  между собой время, скорость, расстояние, топливо, высоту и всё остальное? И всё это заметно нагляднее, чем на НЛ-10М.

 

Берём тот же самый пример, боковое уклонение 9°, по расчёту мы прошли 220 морских миль, а до конечного пункта осталось 330 миль.

Открываем обратную сторону E6B. Справа от расчётчика клик-зоны выбора:

  • Курс (вращение шкалы направления)
  • Скорость (перемещение шкалы скорости и углов), второй щелчок мышью переворачивает шкалу на следующий диапазон скоростей.
  • И три клик-зоны для нанесения точек на прозрачный диск расчётчика.

6.jpg

Кликаем на "Course" и вращая диск мышкой, устанавливаем нулевое направление, в нашем случае это ноль (N).

Кликаем на "Groun Speed" и сдвигаем шкалу так, что бы в центре оказалось значение пройденного расстояния (220 миль).

И выбираем кликом любую из точек ("Wind Mark", различаются только цветом) и мышью ставим её на 9° по перпендикуляру (а не по окружности, а то синус вместо тангенсов получится), контролировать можно по цифровой подсказке около соответствующей клик-зоны .

7.jpg


Требуемое нам расстояние (330 nm) на другой стороне шкалы, поэтому щелчком мыши по "Ground Speed" переворачиваем её и выставляем в центр значение 330 миль. Смотрим по точке величину ДП, получилось 6°.

9.jpg

 

Поправка в курс равна 9° + 6° = 15°

Всё.

Интересных Вам полётов!
fsscr017.jpg

 

Изменено пользователем UEMJ
  • Отлично 6

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

А как в полёте мы "вдруг узнаем, что находимся в стороне от ЛЗП или что шли с неверным курсом "?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
12 минут назад, Вик188 сказал:

А как в полёте мы "вдруг узнаем, что находимся в стороне от ЛЗП или что шли с неверным курсом "?

В полёте, Витя, всякое может случится. Особенно в виртуальном, когда перепутал истинный курс с магнитным и потом вспомнил или угол сноса не с тем знаком учёл и т.п. Ну а в общем случае узнают это по визуальным ориентирам, радионавигационным средствам рядом с трассой, после астронавигационных измерений и прочих методов определения местоположения. Типовой случай "узнавания", полёт от радиопривода с неизменным курсом для определения угла сноса. Если ветер сильный, то удобно корректировать этим способом. Впрочем, ты летаешь "низэнько", тангенсы навряд ли пригодятся :) Методика больше подходит для более скоростных и более высотных самолётов, типа того же B-25. Когда я на Каталине летал, этот метод ни разу применять не пришлось.   

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
1 час назад, UEMJ сказал:

В полёте, Витя, всякое может случится. Особенно в виртуальном, когда перепутал истинный курс с магнитным и потом вспомнил или угол сноса не с тем знаком учёл и т.п.

😱

Астрокомпасом самолёт не обеспечен, РНТ нет, иду над морем... Как мы "вдруг узнаем, что находимся в стороне от ЛЗП или что шли с неверным курсом "?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
В 05.09.2018 в 21:13, Вик188 сказал:

😱

Астрокомпасом самолёт не обеспечен, РНТ нет, иду над морем...

Астрокомпас может помочь ещё меньше чем компас. Секстант нужен. Мои самолёты все им обеспечены. Пример выхода по линии положения я уже приводил за барной стойкой ->  выход по линиям равной высоты Солнца

Эта же статья написана главным образом для тех, кто соберётся использовать секстант и Солнце. Летишь к островку, определил линию положения, а она проходит, допустим, милях в тридцати пяти левее него. И надо рассчитать ПК и длительность маневра так что-бы попасть на островок:

LOP.JPG

Именно таким способом Фрэд Нунан и пытался вывести Амелию Эрхард к островку Хауленд. Но видимо уклонение было слишком большое, либо они не поняли с какой стороны остров и пошли в другую сторону. Опять же, было тропическое утро, океан блестел и прочие сопутствующие факторы 15-ти часового перелёта.

Ну а сам по себе метод расчёта ПК по БУ, ЛБУ разжёван давно, как и для чего. Решил что повторять учебники скучно, вспомнил свои симмерские ситуации, когда он меня выручал. Тебе он известен с училища, но летаешь ты исключительно по ГПК-52, при любой возможности используешь радионавигацию. Тебе даже не требуется знать магнитное склонение на маршруте, о чём тут говорить? Зачем тебе БУ и ЛБУ? Меня такие полёты давно уже не увлекают.

 

Изменено пользователем UEMJ
  • Отлично 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
15 часов назад, UEMJ сказал:

РНТ нет, иду над морем... Как мы "вдруг узнаем, что находимся в стороне от ЛЗП или что шли с неверным курсом "?

Ты лётчик. Приучен и привык готовиться к полёту по единой методике, по готовым единообразным картам. А я простой симмер, карту для перелёта через Атлантику сам рассчитаешь, начертишь. Потом, наносишь визуальные ориентиры, ППМ и их координаты. Прокладываешь ЛЗП, подписываешь истинные курсы. Потом определяешь по FSMag магнитные склонения, на той же карте подписываешь, плюс расстояния. В полёте ведёшь счисление, временные пометки на карте делаешь, пеленги, линии, отсчёты API и прочее. А тут ППМ, секундомер, разворот, снова регулировка автопилота на B-29, короче дел много и не до сисястых папуасок. За бортом ночь, перед глазами одни приборы. Порявляется свободное время, проверяешь расчёты, показания. И много раз у меня случалось: "На истинный лёг же! $@№%@!". Или направление расчётного по API ветра перепутал. Считаешь ПК и корректируешь курс.

Разные ситуации бывают и некоторые уже перечислил, тебе зачем они? Если сильно надо, могу и повспоминать. В  перелёте "Через Атлантику по изобаре" похожий случай описывал, в районе Азорских островов. 

Изменено пользователем UEMJ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
7 минут назад, UEMJ сказал:

Ты лётчик. Приучен и привык бояться

😂🤣🤣 Когда боятся, не летят...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
8 минут назад, Вик188 сказал:

😂🤣🤣 Когда боятся, не летят...

Это уже другая тема и мне она здесь не нужна. Если надо, могу продолжить её за барной стойкой. Из своего сообщения убрал слово "бояться".

Изменено пользователем UEMJ
  • Ляблю 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Спасибо. А где-нибудь есть эмулятор Е6Б в качестве Standalone-приложения? Для Windows? Или Андроид?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты
3 часа назад, Kirill Konovalov сказал:

А где-нибудь есть эмулятор Е6Б в качестве Standalone-приложения? Для Windows? Или Андроид?

В своё время искал, но в графическом виде (как например, попадалась НЛ-10М для Андроид), не обнаружил. Потом появился настоящий (металлический) E6B и поиски прекратил. E6B-эмуляторы попадались в виде калькулятора, то есть вводишь в поля цифры и получаешь результат, но это не красиво и менее удобно.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Допустил ошибку в демонстрации расчёта воздушной скорости (не там совместил температуру и высоту) в скриншоте под спойлером. Скриншот заменил.

И заодно увеличил размеры прибора, слишком мало на четверть экрана, увеличил окно E6B в полтора раза, стало заметно удобнее. 

Теперь так:

fsscr021.jpg

fsscr022.jpg

Для этого в Panel.cfg, в обоих окнах (передний вид и обратный), надо добавить выделенное красным цветом:

//----  E6B front  ---
[Window07]
Background_color=0,0,0
size_mm=516,512

//pixel_size=516,512

pixel_size=774,768
window_pos= 0.1, 0.1
window_size_ratio=1.000  
position=8
visible=0
ident=E6B front
nomenu=0

gauge00=L10E\e6b-v2!Front,  1,1,512,512


//---  E6B Back  ----
[Window08]
Background_color=0,0,0
size_mm=516,512

//pixel_size=516,512

pixel_size=774,768
window_pos= 0.1, 0.1
window_size_ratio=1.000  
position=8
sizable=1
ident=E6B back
nomenu=0

gauge00=L10E\e6b-v2!Back,  1,1,512,512

 

Пора переходить на электронный вариант, а то на своём металлическом уже потёртости на шкале углов/скоростей заметил, жалко. Видимо мой E6B военного исполнения, минимум  на "25 боевых вылетов" (смотрели наверное, фильм "Летающая крепость", 2012?).

fsscr026.jpg

Изменено пользователем UEMJ
  • Поддержу 1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
Авторизация  

  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×