Jump to content
Sign in to follow this  
UEMJ

ПТ Ил-62М бета FSX/P3D. Переход на измерение курса относительно магнитного меридиана аэродрома посадки

Recommended Posts

ПТ Ил-62М бета FSX/P3D. Переход на измерение курса относительно магнитного меридиана аэродрома посадки в 3D-кабине.

Да, существует такая процедура, при знакомстве с которой большинство симмеров, начинающих освоение ПТ Ту-154 или Ил-62М, испытывают некоторую неуверенность.

Между тем смысл процедуры весьма прост. На каком то участке полёта мы разворачиваем указатели гироагрегатов на определённый угол, а направление полёта сохраняем прежнее.

Нужно отметить, что для навигационного обеспечения полёта совершенно неважно, на какой начальный (опорный) курс будут выставлены гироагрегаты. Удобнее всего привязывать их к магнитному меридиану в начальной точке маршрута. Но, на аэродромах вылета и посадки, магнитные склонения аэродромов, как правило, различаются и по прилёту разница может оказаться весьма заметной.

Но даже если магнитные склонения аэродромов вылета и посадки совпадут, разница показаний магнитных и гироскопических указателей курса всё равно может появиться. Самолёт следует по кратчайшему пути (ортодромии) и хоть курс на указателе гирополукомпаса сохраняется неизменным в течении всего маршрута,  истинный курс в конечной точке маршрута оказывается иным (если конечно мы не летим вдоль экватора). На рисунке ниже показан пример изменения истинного курса при движении по ортодромии (ИКо1-5). А при движении в ту же точку по локсодромии истинный курс (ИКл) постоянен!

ort.JPG

Всё потому, что меридианы сходятся и угол между ними соответственно уменьшается. От 90 градусов у экватора и до ноля(!) у самих полюсов, как это бы не казалось странным :icon_cool:

3.jpg

И виноват в этом совсем не Лобачевский, утверждавший что параллельные прямые сходятся. Кто-то может назвать это (как и ряды Фурье в своё время) математической абстракцией, но при посадке указатели наших гироагрегатов будут развёрнуты в сторону, отличную  от ПМПУ (посадочный магнитный путевой угол ВПП) на величину разности ортодромических заданных магнитных путевых углов (ОЗМПУ). Эту разность ещё называют "вилка". Что бы получить ортодромический курс относительно магнитного меридиана аэродрома посадки, необходимо  прибавить "вилку" к ортодромическому курсу относительно магнитного меридиана аэродрома вылета. Величину "вилки" (вместе с начальным и конечным ОЗМПУ маршрута) легко узнать из навигационных расчётчиков, например, того же NCalc. Коричневым цветом у него обозначен ОЗМПУ вылета, синим - ОЗМПУ посадки.

ncalc.jpg

Как видим, величина "вилки" может быть весьма существенной.

По большому счёту, перейти на курс относительно магнитного меридиана аэродрома посадки можно прямо в аэропорту вылета. Развернул гироагрегаты по магнитному меридиану, добавил/вычел "вилку", выставил установил в НВ-ПБ ОЗМПУп вместо ОЗМПУв и лети себе в Якутск, всё будет нормально. Но в реале так не поступают. За время полёта условия могут измениться и возможно приземляться придётся на одном из запасных аэродромов. Да и показания курсовых приборов будут не совсем привычными. Поэтому переходят на магнитный меридиан аэродрома посадки обычно перед снижением.

Вернёмся же к самой процедуре перехода. Существует несколько вариантов, но мы остановимся на самом простом и верном, то есть, описанном в РЛЭ Ил-62М. Те кто летал в на ПТ Ил-62М в FS2004 (9-ке) скажут что это невозможно. И будут правы. Действительно, в той модели не работал как положено режим курсовой стабилизации (тумблер "КС" в НВ-ПБ). Но в рассматриваемой нами модели (ПТ Ил-62М бета FSX/P3d) проблема устранена и спасибо огромное за это разработчикам, особенно Владимиру (Grei)!

Второй момент. Ещё с 9-точной модели ПТ Ту-154Б-2 разработчики рекомендовали при переходи пользоваться цифровыми подсказками в 2D-панели, вызываемыми кликом мыши на курсовых указателях. Благодаря им симмеру доступна точность измерения курса в десятую долю градуса. В реале такой сервис отсутствует (но только не в Ил-62M, имеющем специальный блок дистанционной коррекции БДК-1). Стремящимся к реализму (в разумных конечно пределах) симмерам предлагается пример выполнения процедуры перехода полностью в 3D-кабине без переключений в 2D-панели.

Точность при этом уменьшится до половины градуса, но это и будет похоже на реальную ситуацию. Кроме того, как в реале, так и в модели имеется замечательный прибор БДК-1. К сожалению, в 3D-кабине он пока не "оживлён", но доступен на 2D-панели. Впрочем, об этом блоке хочется поговорить отдельно и в другой раз. Надеюсь к тому времени у разработчиков появится время/желание и мы сможем пользоваться БДК-1 в 3D-кабине.

Давайте сначала рассмотрим панель НВ-ПБ и приборы, которые нам потребуются для процедуры перехода.

- ПУ НВ-ПБ, пульт управления бортового навигационного вычислителя НВ-ПБ;
- ПУ ТКС-П, пульт управления точной курсовой системой;
- УШ-3, указатель штурмана;
- КУШ-1, контрольный указатель штурмана;
- рабочие (на которых включен транспарант "СЧИСЛ" - счисление) индикатор-задатчик ОЗМПУ и счётчик текущей координаты "Z" (боковое отклонение).

magmer01P.jpg

 

Наш Ил-62М следует в установившемся режиме прямолинейного полёта на высоте 7400 метров. Управление курсом от НВ-ПБ в режиме "ЧО" с путевым углом (ОЗМПУ) 210 градусов. Курс 215 градусов из-за влияния ветра. Угол между стрелками "ПУ" и "К"(курс) визуально отображает угол сноса (УС -5 градусов). Автопилот в режиме стабилизации высоты, включены автомат перекладки стабилизатора (АПС) и автомат тяги (АТ).

magmer01PP.jpg

 

Приступим к процедуре перехода. Предположим что заданная "вилка" +12 градусов.


Далее в тексте выдержки из РЛЭ будут выделяться цветным шрифтом.

Под спойлером выборка из РЛЭ (не дословная, исключено табличное построение текста: орган управления - действие)

Спойлер

(1) Переключатель "ЗПУ - ГА-3 КОНТР" в положение "ГА-3 КОНТР"
(2) Переключатель "ПОТРЕБИТЕЛИ" на ПУ ТКС-П в положение "ОСН"
(3) Переключатель "КОРРЕКЦИЯ" на ПУ ТКС-П в положение "КОНТР"

(4) Переключателем "ЗАДАТ.КУРСА" на ПУ ТКС-П установить треугольный индекс УШ-3 на значение ОМК текущего участка маршрута относительно магнитного меридиана аэродрома посадки, которое равно значению ОМК относительно магнитного меридиана аэродрома вылета плюс разность ОЗМПУ относительно аэродрома посадки и ОЗМПУ относительно аэродрома вылета

(5) Кнопку "СОГЛАСОВАНИЕ" на КУШ-1 нажать
Стрелка "I" КУШ-1 будет указывать курс самолёта относительно текущего магнитного меридиана

(6) Переключатель "КС" на ПУ НВ-ПБ установите в положение "КС"

(7) На рабочем индикаторе-задатчике ОЗМПУ установите значение ОЗМПУ текущего участка маршрута относительно магнитного меридиана посадки

(8) Переключатель "ПОТРЕБИТЕЛИ" на ПУ ТКС-П в положение "КОНТР"
(9) Переключатель "КОРРЕКЦИЯ" на ПУ ТКС-П в положение "ОСН"

(10) На блоке дистанционной коррекции БДК-1 установите стрелки на "0"
(11) Рабочий счётчик текущих координат НВ-ПБ установите в ноль (Z=0)

(12) Переключателем "ЗАДАТ.КУРСА" на ПУ ТКС-П установите треугольный индекс УШ-3 на значение ОМК текущего участка маршрута относительно магнитного меридиана аэродрома посадки

(13)  Переключатель "ЗПУ - ГА-3 КОНТР" в положение "ЗПУ"

(14) Переключатель "ПОТРЕБИТЕЛИ" на ПУ ТКС-П в положение "ОСН"
(15) Переключатель "КОРРЕКЦИЯ" на ПУ ТКС-П в положение "КОНТР"

(16) Переключатель "КС" на ПУ НВ-ПБ выключите

(17) В дальнейшем ОЗМПУ последующих участков маршрута устанавливайте относительно магнитного меридиана аэродрома посадки

 

 

А далее та же инструкция, но с пояснениями и скриншотами.

 

Приводим органы управления в исходное положение (если они не приведены заранее):

(1) Переключатель "ЗПУ - ГА-3 КОНТР" в положение "ГА-3 КОНТР"
(2) Переключатель "ПОТРЕБИТЕЛИ" на ПУ ТКС-П в положение "ОСН"
(3) Переключатель "КОРРЕКЦИЯ" на ПУ ТКС-П в положение "КОНТР"


magmer02P.jpg

Тем самым мы подготовили к коррекции контрольный гироагрегат, который в данный момент является резервным и в работе навигационного комплекса не участвует. Его положение указывает треугольный индекс на УШ-3, который встал напротив указателя курса основного гироагрегата. Это означает что они выставлены сейчас одинаково.

(4) Переключателем "ЗАДАТ.КУРСА" на ПУ ТКС-П установить треугольный индекс УШ-3 на значение ОМК текущего участка маршрута относительно магнитного меридиана аэродрома посадки, которое равно значению ОМК относительно магнитного меридиана аэродрома вылета плюс разность ОЗМПУ относительно аэродрома посадки и ОЗМПУ относительно аэродрома вылета.

Иными словами переставить треугольный индекс на 12 градусов (наша заданная "вилка") по часовой стрелке. Делать это лучше считая щелчки мыши (левая кнопка - курс уменьшается, правая - увеличивается). Один щелчок - 0.5 градуса. Следовательно для +12 необходимо щёлкнуть правой кнопкой мыши 24 раза.

Примечание. В 2D-панели система другая. Направление задаётся положением указателя мыши относительно переключателя "ЗАДАТ.КУРСА", а величина шага кнопкой. Левая 2 градуса, правая 0.6 градуса.

 magmer03P.jpg


Стрелка "КУШ-1" и НПП (навигационный плановый прибор на панели КВС) будут указывать ОМК относительного магнитного меридиана аэродрома посадки. То есть контрольный гироагрегат уже переведён.

Стрелка "I" КУШ-1, показывающая текущий гиромагнитный курс, ушла вслед за стрелкой "К", что бы вернуть её на текущий магнитный меридиан

(5) Кнопку "СОГЛАСОВАНИЕ" на КУШ-1 нажать
Стрелка "I" КУШ-1 будет указывать курс самолёта относительно текущего магнитного меридиана.


magmer04P.jpg


(6) Переключатель "КС" на ПУ НВ-ПБ установите в положение "КС".

magmer05P.jpg

Теперь самолёт удерживается на курсе в режиме "Курсовая стабилизация". То есть не от сигналов какого либо из гироагрегатов, а от отдельной гировертикали. Лететь долго в таком режиме не рекомендуется.

(7) На рабочем индикаторе-задатчике ОЗМПУ установите значение ОЗМПУ текущего участка маршрута относительно магнитного меридиана посадки.

Иными словами, снова вводим заданную нам "вилку":

magmer06P.jpg

Edited by UEMJ
  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Готовим к переводу основной гироагрегат. Для чего всех потребителей гиро-курса переключаем на контрольный (запасной) гироагрегат.

(8) Переключатель "ПОТРЕБИТЕЛИ" на ПУ ТКС-П в положение "КОНТР"
(9) Переключатель "КОРРЕКЦИЯ" на ПУ ТКС-П в положение "ОСН"

magmer08P.jpg

Обратите внимание, что треугольный индекс и стрелка "К" на УШ-3 поменялись местами. Основной гироагрегат теперь считается контрольным, а контрольный соответственно основным.

(10) На блоке дистанционной коррекции БДК-1 установите стрелки на "0".
Мы этот блок пока не использовали, но забывать о контроле всё равно нельзя.
(11) Рабочий счётчик текущих координат НВ-ПБ установите в ноль (Z=0).

magmer10P.jpg

 

(12) Переключателем "ЗАДАТ.КУРСА" на ПУ ТКС-П установите треугольный индекс УШ-3 на значение ОМК текущего участка маршрута относительно магнитного меридиана аэродрома посадки.
То есть те же 24 щелчка правой кнопкой мыши (наша "вилка" в +12 градусов) и гироагрегаты показывают один и тот же курс:

magmer11P.jpg

 

Возвращаем органы управления в исходное положение
(13)  Переключатель "ЗПУ - ГА-3 КОНТР" в положение "ЗПУ"

magmer12P.jpg

Теперь индекс показывает новый, заданный НВ-ПБ, путевой угол 222 градуса относительно магнитного меридиана аэродрома посадки.

(14) Переключатель "ПОТРЕБИТЕЛИ" на ПУ ТКС-П в положение "ОСН"
(15) Переключатель "КОРРЕКЦИЯ" на ПУ ТКС-П в положение "КОНТР"

magmer13P.jpg

Если всё сделано верно, то при переключении стрелки и индекс УШ-3 должны остаться на своих местах. Рекомендую ещё раз убедиться что на рабочем счётчике координата Z равна нулю. Если нет, то снова подкорректируйте, иначе при отключении режима "КС" произойдёт заметный рывок самолёта в канале рыскания.

И наконец,
(16) Переключатель "КС" на ПУ НВ-ПБ выключите.

magmer14P.jpg

При этом автопилот может заставить самолёт слегка качнуться, но это нормально, важно что бы он сохранил прежнее направление с новыми курсом и путевым углом.

magmer15.jpg


(17) В дальнейшем ОЗМПУ последующих участков маршрута устанавливайте относительно магнитного меридиана аэродрома посадки.

 

Edited by UEMJ
  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Итоги.

Вот магнитный курс до перехода и после:

  magmer17.jpgmagmer16.jpg

 

Тоже самое, но уже в точных цифрах из 2D-панели штурмана:
magmer19.jpg

magmer18.jpg

Видно что ортодромический магнитный курс и ОЗПУ изменились на 12 градусов, но магнитный курс сохранился прежним.

Для тренировок лучше выполнять отдельный тренировочный полёт. Выбрал любое направление и переводи курсовую систему на любой угол. Потом обратно, потом снова на другой угол и т.д. Через три-четыре раза обязательно почувствуете как это просто выполнять с такой автоматикой (САУ-1Т). На Ту-154, с его АБСУ, подобные вещи обычно делаются руками, иначе он всех пассажиров своими рывками разбудит.

 

Спасибо за внимание и интересных вам полётов!

 

 

Edited by UEMJ
  • Like Копия 5

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×