Jump to content
Sign in to follow this  
UEMJ

ПТ Ил-62М бета FSX/P3D. Обход препятствия в режиме ЧО средствами НВ-ПБ с перенацеливанием на ППМ

Recommended Posts

https://www.avsim.su/wiki/НВ-ПБ

ПТ Ил-62М бета FSX/P3D. Обход препятствия в режиме ЧО средствами НВ-ПБ с перенацеливанием на ППМ

Издание второе, переработанное и дополненное


После освоения простейшего маневра обхода препятствия по линии параллельной ЛЗП ("ПТ Ил-62М бета FSX/P3D. Обход препятствий в режиме ЧО средствами НВ-ПБ") рассмотрим следующие два маневра, более сложные.

Предварительно рекомендую ознакомится со статьёй Владимира (Grei) на Avsim Wiki "Пример перенацеливания на следующую точку маршрута при полете в режиме ЧО"

RR0.jpg

 

Рассматриваемые ниже маневры, по сути являются объединением обхода препятствия (см. "ПТ Ил-62М бета FSX/P3D. Обход препятствий в режиме ЧО средствами НВ-ПБ") и спрямления в направлении следующего ППМ или с его пропуском (см.  на AvsimWiki "Пример перенацеливания на следующую точку маршрута при полете в режиме ЧО").  

 

Представим оба маневра графически.

Обход со спрямлением на ППМ

RR1.jpg

Обход с пропуском ППМ и спрямлением к следующему

RR2.jpg


В принципе, второй вариант проще заменить простым перенацеливанием на следующий ППМ, но он может пригодиться при быстро изменяющейся ситуации. Например, принято решение обойти препятствие с перенацеливанием на ППМ 2, но он стал вдруг недоступен (допустим, грозовое облако быстро перемещается и закрыло ППМ 2) и приходится перенацеливать самолёт на ППМ 3

Освежим в памяти маркировку приборов (блоков) бортового навигационного вычислителя НВ-ПБ (см. статью "НВ-ПБ" на Avsim Wiki) и в дальнейшем будем ссылаться на них в тексте, ограничивая скобками.

NV PB.jpg

 

Итак, пример. Составил себе для тренировок такой вот замкнутый маршрут по приводам (Киев - Одесса - Симферополь - Ростов-на-Дону - Воронеж - Москва - Витебск - Киев), на нём и опробуем.

1.jpg

2.jpg


Выставляем на НВ-ПБ данные первого и второго участков маршрута. На рабочих/активных (где горит транспарант "СЧИСЛ") приборах (индикаторах-задатчиков) П-12, П-2 и П-3 первый участок и второй на не активных П-12, П-2 и П-3 (для двух последних данные выставляются на индикаторах-задатчиках П-4 и П-5). Взлёт с а/д Жуляны (Киев) на Соловьёвку, далее разворот на Одессу заданы.

3.jpg

Коррекция по VOR/DME или РСБН на первом участке не требуется (он короткий), поэтому первый полукомплект Курс-МП сразу настраиваем для коррекции движения на втором участке (Соловьёвка - Одесса) по VOR/DME а/д Борисполя (Киев). Не забываем там же включить питание радиодальномеров.

4.jpg

Выставляем данные для коррекции (П-9, П-6 и П-7).

5.jpg

Не люблю выключенные в полёте приборы и хотя И-21 не планируется сейчас использовать, настраиваю их тоже. Иногда они выручают.

6.jpg

Навигационные системы готовы к использованию

7.jpg

и можно рулить

8.jpg

С учётом наземного ветра диспетчер дал для взлёта ВПП 26. Переключаем автопилот в режим "НАВИГ" и указатель курса в НПП показывает направление на первый ППМ (Соловьёвка, она впереди и левее порога ВПП 26).

9.jpg


В наборе будем отворачивать левее и после включения автопилота и нажатия кнопки "ГОРИЗ" НВ-ПБ выведет нас на первый ППМ (Соловьёвка).

10.jpg

 

После уборки шасси и закрылков уменьшаем угол установки стабилизатора (3-4 градуса на кабрирование). С момента взлёта постоянно следим за положением руля высоты и при необходимости триммируем руль высоты так, что бы стрелки указателя его положения и триммера находились в горизонтальном положении. Когда самолёт более или менее сбалансирован, можно включить автомат перестановки стабилизатора (АПС).
11.jpg

 

На подходе к ППМ счисление переключится на второй комплект индикаторов-задатчиков (на соответствующем блоке П-12 загорается транспарант "СЧИСЛ" ), можно включить коррекцию и после обнуления счётчика координаты Z (на рабочем П-2) выключить.

12.jpg


На освободившихся индикаторе-задатчике П-12 выставляем данные ОЗМПУ следующего участка (Одесса - Симферополь). На индикаторе-задатчике П-5 устанавливаем координату S (расстояние от Соловьёвки до Одессы)

13.jpg

 

Edited by UEMJ
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

 

Теперь собственно маневры. Предположим, за 320 км до Одессы появилась необходимость обойти грозовое облако справа на удалении 45 км от ЛЗП (линии заданного пути) .
На пульте управления НВ-ПБ (П-14) включаем тумблер "КС" (курсовая стабилизация),  на "рабочем" индикаторе-задатчике координаты Z (П-2) задаём необходимое смещение "минус 45" (с минусом - разворот вправо, с плюсом - влево)

14.jpg

 

Выключаем "КС" и самолёт уходит вправо под углом 70 градусов относительно предыдущего курса

15.jpg


Удобно, что НВ-ПБ, в отличии от НВУ Ту-154, самостоятельно рассчитывает ЛУР (линейное упреждение разворота) и все развороты выполняются плавно и ровно. К удалению 45 км от ЛЗП он перекладывает обратно, на ранее заданный курс и самолёт продолжает движение параллельно ЛЗП (координата Z "рабочего" индикатора-задатчика П-2 обнулилась ). В окошке индикации "дельта Z" пульта "ПОПРАВКИ" (П-10) видим величину ЛБУ.

16.jpg


Предположим что препятствие осталось позади слева и до Одессы около 200 км. Нет особого смысла переходить обратно на ЛЗП и диспетчер разрешил спрямление.
На неактивном индикаторе-задатчике ПУ (П-12) восстанавливаем ОЗМПУ участка Соловьёвка - Одесса, а на индикаторе-задатчике координаты "Y/S/п"(П-5) расчётное "S" этого участка из плана полёта.

17.jpg

 

Снова включаем курсовую стабилизацию тумблером "КС" (П-14).
На активном счётчике-индикатор "Z" (П-2) задаём смещение (обратное выставленному ранее перед обходом) "плюс 45 км". При возможности (если находимся в зоне действия маяка, выбранного для коррекции на этом участке) задаём величину смещения по значению, высвечивающемуся в окошке "дельта Z" (П-5), это компенсирует набежавший за время предыдущего маневра уход.
Переключаем тумблер "ГО - ЧО" в положение "ГО". Загораются лампы "X" и "Y".

18.jpg


Включаем тумблер "КР" (кратчайшее расстояние, блок П-14). Рабочий счётчик "Z" (П-2) обнуляется, ОЗМПУ на рабочем индикаторе-задатчике ПУ (П-12) пересчитывается на направление к Одессе.

19.jpg


Выключаем "КС" (П-14) и самолёт разворачивается от первоначального расчётного ОЗМПУ в направлении привода Одессы.

20.jpg

 

Выключаем "КР".

Переключатель "ГО - ЧО" в положение "ЧО".
Так как коррекцию уже выполнять нельзя (мы идём с иным ОЗМПУ, отличным от расчётного), можно заранее настроить первый полукомплект Курс-МП на маяк VOR/DME Одессы

21.jpg

 

и задать параметры коррекции следующего участка (Одесса - Симферополь) на блоках П-9, П-6 и П-7

22.jpg

 

Вот и море, стрелка АРК-15 указывает привод а/д Одессы

23.jpg

 

Восстанавливаем  на "свободном" (где не горит транспарант "СЧИСЛ") индикаторе-задатчике ПУ (П-12) значения ОЗМПУ и расстояния "S" (П-3)  для следующего участка (Одесса - Симферополь) и ждём прохождение Одессы.

24.jpg

25.jpg

 

В районе привода Одессы самолёт разворачивается на Симферополь.

26.jpg

 

Траектория выполненного маневра

27.jpg

Edited by UEMJ

Share this post


Link to post
Share on other sites

После смены "рабочих" индикаторов-задатчиков и разворота, в окошках поправок (П-10) видно небольшое расхождение счисленных координат. Желательно провести коррекцию.

28.jpg

 

На "свободных" индикаторах-задатчиках задаём данные следующего участка маршрута (Симферополь - Ростов-на-Дону).

29.jpg


Теперь попробуем обход препятствия с пропуском следующего ППМ (Симферополь). Предположим обойти надо теперь слева, на удалении 35 км.
Включаем "КС" (П-14)
На активном (рабочем) счётчике "Z" (П-2) выставляем смещение "плюс 35 км".

30.jpg

 

Выключаем "КС" (П-14) и самолёт уходит влево,

31.jpg

 

а затем восстанавливает заданный курс левее ЛЗП на 35 км.   

32.jpg


Предположим, грозовая облачность, которую мы обходим, быстро перемещаясь, накрыла Симферополь и диспетчер перенаправляет на следующий по плану полёта ППМ ( Ростов-на-Дону).
Совсем недавно его координаты уже были выставлены нами на "свободных" индикаторах-задатчиках (П-12, П-2 и П-3)
Включаем "КС" (П-14),
На рабочем счётчике "Z" (П-2) выставляем обратное смещение ("минус 35 км").

Переключаемся с "ЧО" на "ГО" (тумблер на П-14) и на свободных счётчиках высвечсваются "X" и "Y".

Включаем "КР" (П-14).
Выключаем "КС" (П-14) и небольшими шагами уменьшаем на индикаторе-задатчике координат ППМ до нолей значение "S" (в окошке "Y/S/п" пульта П-5). Путевой угол в активном окошке (П-5) так же, по шагам, автоматически пересчитывается вычислителем на направление к приводу а/д Ростова-на-Дону и  Симферополь остаётся с правого борта.

33.jpg

 

По достижении нулевого значения на индикаторе-задатчике координат ППМ (П-5) в окошке "Y/S/п" выключаем "КР" (П-14) и переключаемся обратно в "ЧО" (тумблер "ГО - ЧО" на П-14).

34.jpg


На "свободных" индикаторах-задатчиках П-12, П-2 и П-3 выставляем данные для следующего участка маршрута (Ростов-на-Дону - Воронеж)

35.jpg

 

Настраиваем на этот участок коррекцию по маяку РСБН Донецка. Предварительно нужно отстроить Курс МП, так как он имеет приоритет и при наличии на нём сигнала от VOR/DME, НВ-ПБ будет игнорировать сигнал РСБН.

36.jpg


Ну вот и стрелка АРК-15 уже показывает привод Ростова-на-Дону

37.jpg


Азовское море...

38.jpg

 

В районе привода самолёт разворачивается на Воронеж

39.jpg

 

Edited by UEMJ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Небольшое (0.5 - 2.5 км) отклонение по счислению. Пока мы следуем согласно плану полёта, можно воспользоваться коррекцией по маяку РСБН Донецка

40.jpg

 

Включили коррекцию (трёхпозиционный тумблер на пульте "ПОПРАВКИ" (П-14) в положение "КОРР."),  дождались обнуления Z на активном индикаторе-задатчике П-2 и выключили.

41.jpg

 

Траектория второго маневра

42.jpg


Ну а это оба маневра вместе, с последующим возвращением к ЛЗП.

43.jpg


Заметим, все операции выполняются с рабочего места штурмана из ВК. Пилотам необходимо лишь следить за режимом двигателей и контролировать положение триммеров руля высоты на разворотах и при изменении центровки по мере выработки топлива.
 

Помните, маневрируя и находясь вне ЛЗП (заданной в плане полёта), нельзя пользоваться коррекцией без соответствующих изменений первоначальных "Sп", "Zп" и "ИЗПУ" (блоки П-6, П-7 и П-9). Иначе бортовой вычислитель сразу пересчитает данные и вернёт самолёт к ЛЗП, а если будут выставлены данные коррекции на следующий участок, то вообще окажемся неизвестно где.

Рассмотренные выше маневры отличаются друг от друга в основном  установкой "свободных" индикаторов-задатчиков. В первом (перенацеливание на ППМ) устанавливаются ОЗМПУ и S текущего участка. Во втором (пропуск ППМ и перенацеливание на следующий) выставляется следующий участок маршрута и затем кнопками пульта П-5 обнуляется "S" "свободного" счётчика ПУ (П-3).


45.jpg

 

Грамотных полётов!

 

 

Edited by UEMJ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Слетал "на чистую", тему полностью переписал, теперь ошибок вроде нет.

Что бы не путать в последовательнось, повесил рядом "инструкцию"

Picture 71.jpg

 

И ещё один "прибор" сделал.  В ВК часов нет перед глазами, постоянно забывал запустить их. Стал вешать на монитор бумажку, помогает! Жмёшь "Пуск" на АЧС-1М и бумажку снимаешь :icon_mrgreen:

Picture 72.jpg

Edited by UEMJ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×