Jump to content
Sign in to follow this  
UEMJ

ПТ Ил-62М бета FSX/P3D. Реализм и блок дистанционной коррекции БДК-1

Recommended Posts

Posted (edited)

ПТ Ил-62М бета FSX/P3D. Реализм и блок дистанционной коррекции БДК-1

О степени реализма в симе можно долго говорить и спорить, ведь каждому симмеру требуется что-то своё. Если гипотетически представить максимальный реализм в симуляторе, то получится что-то вроде реального самолёта, летать на котором симмер просто не захочет, а иной и не сможет. В одном из обсуждений аспектов моделирования пилотажно-навигационных комплексов (ПНК) хорошо выразился по поводу максимализма Степан Грицевский: "Опыт показывает, что это не оправдано в моделях для массового симмера. В лучшем случае не заметят, в худшем примут за глюк". Какая же степень проработки оптимальна? Точных границ не существует и поэтому иногда из поля зрения симмеров и разработчиков выпадают не только какие-то аспекты, но порой даже целые приборы. Подобная судьба постигла блок дистанционной коррекции БДК-1.

Ранее использовал модели ПТ (Ту-154 и Ил-62М) только в FS2004 и всегда из 2D-панели. Переходить на FSX не собирался, так как в целом практически всё устраивало. Правда, в Ил-62М досаждал некорректно работающий переключатель "КС"(курсовая стабилизация) в режиме частной ортодромии (ЧО), из-за чего в полёте не получалось переводить гироагрегаты по предписанной РЛЭ процедуре. В ПТ Ил-62М для FSX/P3D эта проблема решена разработчиками. Кроме того,  для режима полёта с навигационным вычислителем НВ-ПБ реализовали возможность коррекции по VOR/DME. А это позволяет применять коррекцию не только над территорией СССР, а везде, где захочется. Да и сам FSX понравился, действительно мир и техника отображаются в нём гораздо симпатичнее. После пробных полётов в FSX решил летать исключительно в виртуальном кокпите.

Дело в том, что открылось одно,  достаточно значимое для автора этих строк, обстоятельство. Как известно, в 2D-панели стрелки приборов лежат в одной плоскости со шкалой, а симмер дополнительно получает цифровые подсказки на большинстве приборов. Поэтому  значения навигационных параметров снимаются и вводятся с большей (можно сказать - нереальной) точностью, чем в 3D-кокпите, где стрелки указателей находятся уже над шкалой. Соответственно значения,  считываемые с указателей в 3D-кокпите, зависят от ракурса и расстояния до прибора. Поэтому появляются и соответствующие погрешности, а цифровые подсказки по умолчанию здесь отсутствуют. В сочетании с качественной проработкой ПНК в моделях ПТ это повышает реализм, вынуждая виртуального штурмана менять сложившуюся за несколько лет практику упрощённой “симмерской навигации”.

По большому счёту, погрешности снятия и выставки не так уж и важны, ведь даже реальные шкалы указателей курса того периода были оцифрованы делениями с шагом 2 градуса! На барабанных индикаторах и задатчиках шаг немного меньше, так что выставить точные данные без цифровых подсказок всё равно невозможно.

Дело в другом. Начнём с небольшого отступления. Симмеры, использующие НВУ (навигационное вычислительное устройство) в 2D-панели, знают про одно вспомогательное окошко. В FAQ форума команды ПТ оно обозначено под номером “8”

w08.jpg

Вызывается кликом в обозначенном месте и служит для точного контроля вводимых кнопками ”7” данных.

В реальном самолёте подобного прибора не существует и на стадии создания модели среди разработчиков команды ПТ даже возникли разногласия на этот счёт. А нужна ли вообще подобная опция в симуляторе?

Как видим, дополнительное окошко в ПТ Ту-154Б2 для FS2004 всё же оставили. Ещё добавили виртуального помощника штурмана (ВПШ), который способен автоматически настраивать НВУ на следующую ЧО (частную ортодромию) и даже переводить гироагрегаты на магнитный меридиан аэродрома посадки. Во многом благодаря этому модель уверенно пошла в массы. Впрочем, цифровые подсказки на большинстве стрелочных приборов и без того позволяют вести самолёт по маршруту с точностью не хуже, чем это делают современные навигационные системы.

Ну что же, популярность модели - это всегда хорошо. Появилось целое поколение симмеров, умеющих уверенно управлять реалистичными ПНК второй половины XX века. Но упрощения часто приводят и к побочным эффектам. Немногие симмеры задумываются о том, что в реальном полёте лётчики лишены возможности получать и задавать параметры полёта с точностью, доступной нам в симуляторе. Для примера взглянем на типичный симмерский план полёта в популярном навигационном расчётчике NCalc.

NCalc.jpg

А затем посмотрим на реальный план полёта, которым реально пользовались реальные лётчики.

RealPl.jpg

Заметили разницу? Правильно, в реальном плане отсутствуют десятые доли градусов и километров. И далеко не каждый симмер, находясь исключительно в виртуальной 3D-кабине и лишенный цифровых подсказок, сможет достаточно увернно пройти заданный маршрут.

А как же тогда летали реальные пилоты?  Всё просто. Ориентировались по приводам, РСБН и пользовались информацией бортового и наземного радиолокационного контроля. Но ведь на некоторых участках радионавигационное  обеспечение отсутствовало? Как летали в таких случаях?

Во-первых, в реале маршрут соблюдался не так точно, как мы привыкли делать в симе. Во-вторых, если рассматривать самолёты типа Ту-154 и Ил-62М (то есть оборудованные курсовыми системами семейства ТКС-П), то среди прочего в них применялся блок дистанционной коррекции курса БДК-1. Идея прибора чрезвычайно проста. Значение курса от гироагрегата передаётся в систему автоматического управления (АБСУ, САУ и т.п.) не напрямую, а через БДК-1. Он, в свою очередь, позволял изменять заданный курс в любую сторону на требуемую величину с точностью до 2 угловых минут! Более, чем достаточно. Это и есть тот единственный прибор, который позволяет задать путевой угол с высокой точностью. Вот так выглядит задатчик БДК-1 (см. фото).

Bdk.jpg

Величина поправки индицируется малой стрелкой по шкале от 0 до 170 градусов в обе стороны с ценой деления 10 градусов и большой стрелкой от 0 до 10 в обе стороны с ценой деления 2 угловых минуты. Поправку штурман рассчитывает от данных коррекции по РСБН (или VOR/DME) и пройденного расстояния от точки предыдущей коррекции. Просто не надо торопиться возвращаться на трассу при малейшем отклонении, а дождаться его предельной величины и затем рассчитать и ввести поправку. После этого самолёт возвращают на линию заданного пути. Величина поправки легко считается на НЛ-10 или инженерном калькуляторе. Перед продолжительным участком маршрута, не имеющего радионавигационного обеспечения, по ближайшим станциям РСБН (VOR/DME) определяется и вносится поправка и далее гироагрегаты удерживают курс (см. вырезку из РЛЭ).

RLE.jpg

 

 

Edited by UEMJ
  • Like Копия 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Как же обстоят дела с этим прибором в симе? В полётах с использованием 2D-панелей и нереально точных расчётных параметров необходимость в этом приборе не столь очевидна и многие симмеры считают БДК-1 бесполезным прибором. Возможно, поэтому он и не был включён в состав ПНК модели ПТ Ту-154.

Tu154 VC.jpg

Для Ту-154 БДК-1 реализован в одной из моделей для X-Plane.

Между тем, на подавляющем большинстве реальных Ту-154Б2 и М он использовался (см. вырезку из РЛЭ).

tu154.jpg

Зато этот прибор имеется в ПНК ПТ Ил-62М. И не удивительно, ведь эти самолёты летали на большие расстояния, над малозаселённой местностью, океаном и в северных широтах. В таких условиях сложно, а порой и невозможно обеспечить в полёте требуемую точность задания путевого угла без использования БДК-1. К сожалению, в виртуальном кокпите ПТ Ил-62М FSX/P3D задатчик прибора не анимирован и даже выглядит немного неверно, повторяя шкалы задатчика курса ЗК-4 вместо своих настоящих.

I62.jpg

На данный момент использовать  БДК-1 можно только в 2D-виде, как и в ПТ Ил-62М для FS2004. Его можно вызывать в VC, но это весьма неудобно из-за вида и размеров этой панели, да и самой процедуры вызова.

I62 2D.jpg

Если говорить о качественно ином уровне симуляции, получить который нам позволяет FSX и его дальнейшие версии, то это существенная недоработка. Ведь БДК-1 является  единственным прибором обеспечения точности выставки заданного курса при полётах в виртуальном кокпите.

Поэтому и хочется обратить внимание разработчиков на незаслуженно забытый прибор, а интересующихся симмеров на реалии полётов с применением курсовых систем семейства ТКС-П.

 

Edited by UEMJ
  • Like Копия 1
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

И раз зашёл разговор о курсовых системах ТКС, то в ПТ Ил-62М реализован ещё один интересный прибор, а именно задатчик курса ЗК-4. Вот он, действительно не используется в полёте и предназначен для некоторых наземных процедур. Его задатчик расположен на штурманской панели, прямо под пультом управления ТКС (ПУ-11).

ZK.JPG

На первый взгляд, тоже бесполезный прибор. Но не бывает в реальном самолёте таких! В реале иногда он полезен при выставке гироагрегатов на рулении. Ведь мы (симмеры) привыкли выставлять гироагрегаты на магнитный меридиан на стоянке и реже - на исполнительном. В реале  рядом со стоянкой может оказаться какое-нибудь устройство (агрегат, автомобиль и пр.), влияющее на работу индукционных датчиков ИД-3 (а они находятся в консолях крыла) нашего самолёта. А на исполнительном может не хватить времени для выставки гироагрегатов. На этот случай в РЛЭ рассматривается, среди прочих, вариант использования ЗК-4 для выставки гироагрегатов в движении по любой прямой РД с известным магнитным азимутом, даже если она не параллельна ВПП. Разумеется, в симе этот прибор малоприменим и реализован главным образом, для общего развития.

 

 

hhh.jpg

Edited by UEMJ

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×