Jump to content
UEMJ

По астрокомпасу с неизвестным ветром из Гренландии

Recommended Posts

Posted (edited)

Давно собираюсь слетать с  коррекцией курса по звёздам. На земле не раз уже определялся при помощи секстанта, но в полёте ни разу. Как-то по Солнцу пробовал в районе экватора, но ошибся тогда. А тут решил в северных широтах потренироваться. Сегодня утра морально начал себя готовить, вдруг позвонила мама - сливная труба от раковины течёт. Сходил, починил. Потом начальник звонит, телефон ему один понадобился, сказал. Потом звонит знакомая, по дурацкой какой-то проблеме. Успокоил. И да, когда от мамы шёл, увидел на своём подъезде объявление что с 13:00 до 16:00 будет отключено электричество в связи с каким  то там ремонтом. Но где же тут полетишь?!

Электроэнергию так и не отключили, день и настроение пропали и решил просто слетать в светлое время (а значит по Солнцу) с визуальной пока коррекцией по одному из участков задуманного маршрута (~370 миль )

  3.jpg

Выше 70-й широты меркаторская карта неудобна, меридианы слишком близко друг к другу и рассчитать курс сложно, да и мои Таблицы меридиональных частей (американские авиационные 40-х годов) на 79-ти градусах широты заканчиваются. Правда в мореходных таблицах МТ-2000 они до 89-ти градусов, но это я потом увидел, да и неинтересно уже по ним. Поэтому рассчитал истинный курс (ИК) из квази-курса (о нём как-то рассказывал).

Что бы не возиться долго (и соответственно не ошибаться) запрограммировал перевода географических координат в квази-координаты и обратно

form.jpg

в эмуляторе древнего микрокомпьютера "Электроника МК-85" ("железный" его вариант, что лежит на столе, начал загибаться :()

Вот эта программа.

Спойлер

 

1 PRINT "QUASI"
4 INPUT "DD:MM",E: INPUT"LAT",L: INPUT"LONG",M
6 IF E=1 THEN 22
14 N=-ASN(COS(L)*COS(M)):Q=-ATN(COS(L)/SIN(L)*SIN(M))
16 PRINT "LAT(DD:MM) ";RND(INT(N)+FRAC(N)*0.6,-3)
18 PRINT "LONG(DD:MM) ";RND(INT(Q)+FRAC(Q)*0.6,-3)
20 GOTO 4
22 L=INT(L)+FRAC(L)/0.6:M=INT(M)+FRAC(M)/0.6
24 PRINT "LATQ ";RND(-ASN(COS(L)*COS(M)),-3)
26 PRINT "LONGQ ";RND(ATN(COS(L)/SIN(L)*SIN(M)),-3)
28 GOTO 4

 

Сохранил для себя, вдруг снова затеряется. Хотя, если кому понадобится, можно же и эмулятор скачать. Мне эта штука нравится, так как в градусах тригонометрию считает, не люблю с радианами в MS Exel возиться.

Считаем квази-широту и квази-долготу для Туле (BGTL)

7.jpg

8.jpg

и для Алерта (CYLT)

5.jpg

6.jpg

На миллиметровке откладываем точки (квази-долгота по X, квази-широта по Y). Транспортиром измеряем квази-курс, получилось 77*.

Picture 99.jpg

На всякий случай пересчитал по формуле (правда для этого ещё таблицы меридиональных частей потребовались), сходится!

4.jpg

К квази-курсу прибавляем (с учётом знака) среднюю долготу маршрута и получаем ИК = 77 + (-65) = 12*.

Для астрокомпаса требуется гринвичский часовой угол (ГЧУ или по аглицки GHA) Солнца. Его взял из МТ-2000. Что бы не возиться с годовыми поправками, выставил в симе 1990 год и 6 марта. GHA Солнца на эту дату равен 177*, склонение S6* (-6* ).

1.jpg

Астрокомпас, это такая примитивная железяка (маленькая, в ладошке уместится) и очень неточная, поэтому не бойтесь округлять результаты.

А в данном случае, сегодняшний маршрут ещё имеет и небольшую разницу долгот начальной и конечной точек, поэтому можно использовать среднюю долготу на весь участок.

Склонение Солнца и его GHA есть, теперь осталось получить локальный часовой угол (LHA) Солнца по Гринвичу на начало текущих суток. Он равен сумме GHA и средней долготы маршрута (с учётом знака) 177*08' + (-65*30') = 112*. Прибавляя к нему текущее время по Гринвичу мы можем получать LHA Солнца.

Настраиваем астрокомпас на полученные LHA (112*), склонение (-6*), среднюю широту маршрута (N79*) и ИК (12* )

rr.jpg

 

Теперь осталось только довернуть шкалу LHA на величину текущего гринвичского времени выраженного в угловых величинах (градусы). Для перевода времени в углы и обратно существуют таблицы. Мне нравится вот эта:

2.jpg

Например (см. рис.), 17h20m равны 260-ти градусам. Две правые таблички позволяют добавлять временные минуты и секунды в угловой доле и наоборот.

Удобнее работать с "твёрдой" копией, поэтому давно ещё распечатал её на листе A4 и положил в мультифору. Уже истрепалась немного, всё не могу собраться новую распечатать и ламинировать.  

Сейчас у меня 18:44 по Гринвичу. Перевожу в угловые - 281*.

Прибавляем это время к LHA полуночи Гринвича 112* + 281* = 393*. Дополнение к 360* равно 393* - 360* = 33*. Это и есть наш текущий LHA Солнца:

10.jpg

 

Астрокомпас настроен на текущее время (а я говорил, что это весьма примитивный прибор? ;) )

 

Взлетаю и разворачиваюсь над аэродромом к заданному курсу.

11.jpg

 

Вскоре на экране астрокомпаса появляется тень от Солнца,

12.jpg

 

Нам требуется поставить её между рисками экрана. 

Всё, самолёт ориентирован по линии заданного пути (ЛЗП), но это на момент времени не 18:44, а уже 18:55. Смотрим в табличку, 18:55 соответствует... Упс! В таблице только 18:56 и равны 284 градусам. Не беда, здесь особая точность не требуется. 112* + 284* = 396*. Дополнение к 360* будет 36* Поворачиваем шкалу LHA на эту цифру и снова аккуратно подводим тень между рисками экрана астрокомпаса:

13.jpg

 

Самолёт на курсе, секундомер отсчитывает полётное время, можно расслабиться. Правда светлое время скоро закончится, здесь я немного не рассчитал.

14.jpg

Тогда останемся без Солнца. Конечно есть ещё и звёзды, но полярные сумерки очень протяжённые и появятся они не скоро. Это не экваториальная зона, где, - раззз... И ты в полной темноте! Но какое то время, нас выручит гирополукомпас (ГПК), поэтому поставил его на ноль, так проще. Да и магнитный курс (МК) тоже заранее рассчитал и выставлен :icon_cool: Навигация всегда должна быть комплексной.

А лететь мне два часа всего, думаю что успею.

15.jpg

 

Edited by UEMJ
  • Like 1
  • Like Копия 3

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

 

И да, на B-25J (от MAAM) мало летал в полярных широтах зимой и поэтому лишь недавно обнаружил, что это довольно теплолюбивый самолёт. За бортом приблизительно -30* по Цельсию, обогрев впускных патрубков карбюраторов включён, но температура воздуха на впуске почти на предельная.

16.jpg

Если подняться выше, где холоднее, двигатели начнут захлёбываться. Совсем конечно не останавливаются, но тяга пропадёт и остаётся только снижаться.

Уже почти час полёта, периодически (через 5-15 минут) пересчитываю по времени текущий LHA, выставляю его на шкале астрокомпаса и корректирую курс,  приводя солнечную тень точно между рисками. Впрочем, часто это и не требуется. Иногда даже эти сложения/вычитания/дополнения приводят к ошибкам.

17.jpg

Внимание, внимание и ещё раз внимание. Пожалуй это главное в астронавигации. А я уже два раза ошибочно менял курс.

18.jpg

 

Проблема не приходит одна. Слева должен быть виден пролив, но у меня наплывает земля. Понятно что уклонился вправо. А вот те горы впереди-слева, это не остров Элсмира? По расчёту его северо-восточная оконечность уже должна быть недалеко.

19.jpg

 

Решил довернуть прямо на них.

- Ого! Поправка в курс аж 11 градусов получилась!

21.jpg

 

Но вскоре впереди показалось что-то действительно похожее на пролив.

22.jpg

Взглянул на заходящее Солнце

23.jpg

и буквально через пару минут его тень пропала с экрана астрокомпаса.

24.jpg

 

Дальше лечу по ГПК без коррекций. Это не страшно, по расчёту, до Алерта осталось всего полчаса полётного времени.

Немного погодя начал нервничать, - пролив всё больше и больше преображался во что-то похожее на залив.25.jpg

Правый берег как будто обгонял и заходил спереди замыкая проход.

27.jpg

 

Ещё немного и станет совсем темно. Как тогда выбираться?

26.jpg

 

Чёрт, а ведь впереди действительно белая полоса суши. В чём дело? Не помню по карте таких больших заливов в этом районе.

 

Но как только заметил внизу кораблики, пришла и догадка - да ведь это же кромка ледяных полей!  А слева северо-восточная оконечность острова Элсмер!

28.jpg

Где-то там, милях в пятистах, Северный полюс. Каких-то два с половиной часа полёта. Но увы, в симе к нему не подобраться.

29.jpg

 

А мне налево, вдоль побережья, благо оно слегка обозначено тёмной ломающейся линией

30.jpg

 

Минут через показались огни ВПП. Прилетели!

31.jpg

 

Странно, жму единичку, но в окне УВД симулятор никак не видит аэродром Алерт (CYLT):

32.jpg

 

 

Edited by UEMJ
  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Правый вираж и заход на посадку

33.jpg

 

Приземный ветер сносит морозную дымку

34.jpg

 

Выруливаю на стоянку

35.jpg

 

 

и тишина...

36.jpg

Полёт завершён. Но он тренировочно-ознакомительный, дневной с визуальной коррекцией. На следующем этапе (ночном) постараюсь задействовать авиационный секстант.

Ну а это полётная документация :)

form2.jpg

 

 

Для справки. Алерт, самый северный поселок в мире.

Посёлок назван в честь британского военного корабля HMS Alert (англ.), который зимовал в 10 км от современной базы в зиму 1875—1876 года. Капитан корабля, Джордж Нейрз, и его команда — первые исторически задокументированные европейцы, достигшие северной оконечности острова Элсмир.

В 1950 году начала работу метеорологическая станция. В 1958 году построена авиабаза Канадских ВВС. В 2005 году в нём числились 5 человек, не считая военных (~ 70 чел.), обслуживающих авиабазу и метеостанцию. Теперь там только сменные персонал и военнослужащие, жителей нет.

AA.jpg

BB.jpg

 

 

Edited by UEMJ
  • Like 2

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Посмотрим трек

37.jpg

 

Не пугайтесь, в этих широтах при данном способе построения симом меркаторской проекции многое выглядит несколько пугающе :)

Например, вот так рисуется симулятором в высоких широтах обыкновенный вираж при заходе на посадку:

38.jpg

 

Попробуем провести численную оценку уклонения. Ветер на маршруте не учитывался, максимальное отклонение (перед коррекцией курса) составило приблизительно 3 градуса по долготе на широте N80*

Что бы не углубляться в формулы воспользуемся Мореходными таблицами

39.jpg

Отшествие (для нас это ЛБУ) составило около 30 миль. 80-я широта, это приблизительно 3/4 пути, т.е. 270 миль.

Берём в руки НЛ-ку и смотрим БУ. Это 7 градусов. Так поправка на ветер в курс не вводилась, УС будет равен БУ. Считаем боковую составляющую ветра, получается около 23 узлов. Вполне реально. Расчётное время прибытия практически совпало с фактическим. Вполне вероятно что угол ветра был близок к 90*. Хорошо бы было тут же слетать обратно и проверить, но увы, времени не было. Если в следующие выходные всё сложится не так как в эти, обязательно слетаю.

Edited by UEMJ
  • Like Копия 1
  • Like Копия 1
  • Like Копия 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, UEMJ сказал:

Ещё резерв, а то вдруг Петрович, как обычно, не вытерпит и комментировать начнёт :icon_smile:

Туле-Туле... как будто больше некуда. Раздумываю сейчас, может сюда? Но надо сцену делать-лень, и кулькулятора нетууу...

-2020-mar-20-001.jpg.a7cb399183db52e0a765058141ef6832.jpg

В 60-х французы летали на Конях, на метеостанцию. Инфы не нашёл, надо Белова подключать-он умеет...

А тебе слабо?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)
28 минут назад, Вик188 сказал:

А тебе слабо?

Чего-о-о? Да как два пальца об асфальт.

Только долго это, на Каталине часов двадцать пилить. Можно правда на воду сесть и переночевать. А лючче "передневать", ночью то звёзды видно, определяться удобнее.

Да и днём можно, например, тем же самым способом, по которому Фрэд Нунан с Амелией Эрхарт заблудились, понадеявшись на радиокомпас. Надо только направление сноса знать. Летишь и секстантом от Солнца линии положения определяешь. Когда она ляжет на твой остров, поворачиваешь в сторону, противоположную сносу и двигаешься по линии положения к искомому острову. В те годы все так делали. По Солнцу удобно летать, пару-тройку листочков из Таблиц всего распечатать потребуется.

Ну или дуй в сторону Африки, её не проскочишь, большая :icon_mrgreen: Ну а там уже определяйся.

Хотя тебе то это зачем? У тебя ГПК-52 с широтной коррекцией, ветер подсматриваешь, чего там лететь-то? Разве что скучно. Возьми лучше какой нибудь четырёхмоторник, 5-7 часов и ты на месте :icon_cool:

Edited by UEMJ
  • Плохо 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
1 час назад, Вик188 сказал:

надо сцену делать-лень,

Так это ты значит сам ПАЗ-ики на островах Индийского океана расставляешь!? :icon_smile:

 

1 час назад, Вик188 сказал:

и кулькулятора нетууу...

Как это нету?! :icon_cry: А кто недавно за барной стойкой хвалился вот этим?

ggg.jpg

  • Haha Копия 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

Всё так. Кроме ПАЗиков-это импортные сцены...

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вить, ты хоть какой-то начальной информацией обеспечь, а? Призраков искать не обучены.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Саш, привет!

На такую фигню наткнулся https://simviation.com/1/search?submit=1&keywords=jattren&x=23&y=9

Но там сценарий неполный, нет этого аэродрома. Карту глянул и не представляю, где там садились. А место интересное...

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

уд.

Edited by Вик188

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, Alexander Belov сказал:

Остров Кергелен? Что там еще?

Архипелаг Кергелен, о. Гранд-Тер.

-2020-mar-20-002.jpg.a9c65f8162c7f1008cf7fd562f8dce8b.jpg

Афкад отсутствует. Есть только эта фигня... Пробовал ставить, как есть. Этот домик вылезает на аэродроме, в столице Мадагаскара... :icon_cry:

-2020-mar-20-003.jpg.4ca984450704bedb1dd4c0c79b988b03.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
Posted (edited)

Зафлудили тему своим Мадагаскаром... Ну да ладно, вроде закончил репортаж, можно перечитывать. Эх, не понравилось мне ЛБУ, надо было бы обратно тут же лететь и проверить, а не тратить ночью оставшиеся до работы часы на скриншоты. Завтра выходной, наверное попробую туда и обратно днём. Хотя, расчёты верные, теперь то я точно уверен. Вроде бы :icon_mrgreen:

Edited by UEMJ

Share this post


Link to post
Share on other sites
2 часа назад, UEMJ сказал:

Зафлудили тему своим Мадагаскаром... Ну да ладно, вроде закончил репортаж, можно перечитывать. Эх, не понравилось мне ЛБУ, надо было бы обратно тут же лететь и проверить, а не тратить ночью оставшиеся до работы часы на скриншоты. Завтра выходной, наверное попробую туда и обратно днём. Хотя, расчёты верные, теперь то я точно уверен. Вроде бы :icon_mrgreen:

Спасибо скажи-мы тебе эту штуку поднимаем, как её... а, рейтинг... :wink:

А о расчётах и уверенности поведай Создателю всего сущего... :popcorm1:

Share this post


Link to post
Share on other sites
6 часов назад, Вик188 сказал:

Спасибо скажи-мы тебе эту штуку поднимаем, как её... а, рейтинг... :wink:

Тоже мне, подниматель этого...  как её :icon_mrgreen:

6 часов назад, Вик188 сказал:

А о расчётах и уверенности поведай Создателю всего сущего... :popcorm1:

Математику Создатель не создавал, тут даже учёные не спорят. Да и насчёт сущего тоже... как бы... есть гипотезы :)

Всё, рабочий день закончен, еду в ППД.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×