Jump to content
DayWalker

Компания SpaceX готовится к первой посадке на плавучую платформу в океане

Recommended Posts

Компания SpaceX готовится к первой посадке ракеты Falcon 9 на плавучую автоматическую платформу в океане.

 

post-271-0-53703700-1418993439.jpg

 

Сегодня, в пятницу 19 декабря 2014 года, со стартовой площадки Space Launch Complex 40 космодрома на мысе Канаверал в рамках миссии Dragon CRS-5 будет произведен запуск ракеты Falcon 9 v1.1. Если все пройдет согласно планам, то доставленный ракетой на орбиту грузовой космический корабль Dragon отправится в сторону Международной космической станции, доставляя туда грузы и новое оборудование для научных экспериментов. Но, в отличие от предыдущих подобных миссий, ракета-носитель Falcon 9 v1.1 не упадет в океан, а произведет попытку высокоточной посадки на специальную платформу, установленную на палубе автоматической морской баржи.

Представители компании SpaceX считают, что в случае данной попытки посадки вероятность ее успешного завершения составляет всего 50 процентов. Но не это они считают главным, главным является явный прогресс программы создания системы космических запусков многоразового использования.

Морская баржа, которую представители компании именуют "автономным космодромом на базе судна-робота", состоит из специальной платформы, размерами 90 на 30 метров. Два откидных сегмента этой платформы позволяют увеличить ее ширину до 52 метров. Поскольку этот автономный космодром в целях безопасности будет размещен достаточно далеко от побережья Атлантического океана, судно не сможет быть поставлено на якоря. Для удержания судна и платформы на одном месте будут использоваться специальные реактивные водометы с компьютерным управлением, подобные используемым на специализированных океанских судах, производящих разведку подводных месторождений при помощи глубоководного бурения.

В самом начале повторного входа в атмосферу, отработанная ступень ракеты-носителя Falcon 9 v1.1 выполнит серию кратковременных включений своего двигателя, которые сориентируют ступень в пространстве должным образом и направят ее в район посадки. Кроме двигателей, направлением полета ракеты и ее положением в это время будут управлять четыре выдвинутых в рабочее положение стабилизатора, способные работать на гиперзвуковых скоростях. После входа в более плотные слои атмосферы двигатель ракеты будет включен на более длительное время, что затормозит скорость ее снижения до 2 метров в секунду. По достижению такой скорости ракета раздвинет свои посадочные опоры, при помощи которых будет совершена мягкая посадка на поверхность площадки.

 

post-271-0-56333300-1418993443.jpg

Следует заметить, что технология мягкой посадки отработана специалистами компании SpaceX уже достаточно хорошо во время многочисленных наземных испытания и в ходе последних миссий Dragon. Но сегодняшняя попытка будет включать в себя более высокую степень риска, ведь для ее успешного завершения надо будет посадить ракету с точностью до 10 метров, в то время как в ходе предыдущих попыток точность посадки в океан не была важна и составляла около 10 километров. Ситуация еще усугубляется тем, что с развернутыми посадочными опорами ракета требует пространства, размером более 20 метров. Это, с учетом не очень больших размеров посадочной площадки, делает процедуру посадки еще сложней.

За время стремительного спуска ракета Falcon 9 v1.1, высота которой соответствует высоте 14-этажного здания, снизит скорость спуска с 1300 метров в секунду до 250, а затем и до 2 метров в секунду. Представители компании SpaceX сообщают, что управление ракетой в таких условиях будет сродни попытке удержать в равновесии на руке длинную палку, стоя на палубе судна в самом сердце шторма, сопровождаемого сильным ветром. И, если попытка посадки закончится неудачей, то в любом случае в ее ходе будет собрана масса важной информации, которая будет учтена и использована в подготовке следующих подобных попыток.

Update: В связи с проблемой в системе зажигания стартовой площадки, выявленной во время предстартового тестирования, запуск ракеты Falcon 9 v1.1 в рамках миссии Dragon CRS-5 перенесен на 6 января 2015 года.

 



 

Источник

 

  • Upvote 2

Share this post


Link to post
Share on other sites

А нафига ее в море садить? Земли не хватает чтоль?

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Могу предположить, что планируют создание плавучей базы в океане на экваторе. Ну и как следствие взлет и посадка на платформу, чтобы снизить затраты на "перемещение" ракеты.

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

А нафига ее в море садить? Земли не хватает чтоль?

Пока безопаснее и дешевле, тем паче пока шанс успешной посадки 50%, а использовать сей метод собираются и впредь.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Взлет с экватора, по энергозатратам меньше, чем с любой другой точки. На экваторе и притяжение меньше, и скорость вращения больше.

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Вот реально это уже серьёзное сокращение затрат на запуски.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Взлет с экватора, по энергозатратам меньше, чем с любой другой точки.

 

А посадка?

 

Ну и как следствие взлет и посадка на платформу, чтобы снизить затраты на "перемещение" ракеты.

 

Интересно, во что обойдется (в плане бабок с гемороем) доставка ракетоносителя на баржу перед запуском и возврат её (возвращаемой части) на "материк"?

 

Зы. Да еще и синхронизация систем телеметрии взлёта/посадки/перемещения баржи и самой ракеты?

Share this post


Link to post
Share on other sites

А посадка?

 

 

Интересно, во что обойдется (в плане бабок с гемороем) доставка ракетоносителя на баржу перед запуском и возврат её (возвращаемой части) на "материк"?

 

Зы. Да еще и синхронизация систем телеметрии взлёта/посадки/перемещения баржи и самой ракеты?

Думаю, не дороже Зенит-3СЛ.

 

Телеметрия на сегодня - ащпе не проблема.

 

Интересно другое: а нафига сажать? Повторное использование? 

Share this post


Link to post
Share on other sites

Повторное использование?

Именно.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Мне кажется это трудно выполнимая задача. Думаю ничего у них не выйдет. Ну во первых чтобы при спуске опять работать двигателями то нужно больше топлива. Соответственно ракета на старте должна быть тяжелее на количество того самого топлива. Во вторых при спуске ракеты, топлива может не хватить если очень много маневрировать. В третьих, в море могут быть большие порывы ветра, шторм и т. д. И если даже и топлива хватит и ракета будет нормально вертикально стабилизирована, посадочную площадку будет колбасить так что при приземлении ракета просто может потерять центр тяжести и свалиться в океан. Очень много мелочей которые будут мешать выполнить посадку.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хм, только сейчас задумался над тем, что эта дура (Falcon 9 v1.1) понесёт в космос, помимо выводимой в космос полезной нагрузки, еще и запас топлива для возврата "на землю", то есть масса выводимой полезной нагрузки будет снижена за счет этого топлива, или как?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Думаю ничего у них не выйдет.

 

Конкретно сейчас, впервые - может и не выйдет, однако что-то мне подсказывает что ребята из Space X (которые далеко не идиоты, и уже успели это доказать) давно уже (а проекту 10 лет) все это обдумали и нашли решение.

то есть масса выводимой полезной нагрузки будет снижена за счет этого топлива, или как?

 

Да, ПН уменьшится от 15 до 30%.

Edited by Nick_D
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Хм, только сейчас задумался над тем, что эта дура (Falcon 9 v1.1) понесёт в космос, помимо выводимой в космос полезной нагрузки, еще и запас топлива для возврата "на землю", то есть масса выводимой полезной нагрузки будет снижена за счет этого топлива, или как?

Видимо, выживание бака и девяти маршевых "Мерлинов" первой ступени того стоят.

  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Конкретно сейчас, впервые - может и не выйдет, однако что-то мне подсказывает что ребята из Space X (которые далеко не идиоты, и уже успели это доказать) давно уже (а проекту 10 лет) все это обдумали и нашли решение.

Сколько проекту лет это не показатель. Запуск первый был 4 года назад. Всего было 5 запусков. Космическая техника очень сложная и она требует проверку временем на всех этапах полета. И нужно как больше успешных практических пусков чтобы говорить о надежности их корабля. Они даже еще САС не создали для своего корабля,  а только предполагают её создать. Так что поживем увидим. Если реально посадят РН вертикально обратно то молодцы. Но я пока в это не верю. :)

 

И еще если уменьшится в связи с обратной посадкой полезная нагрузка выводимая на орбиту, то будет ли оно того стоить чтобы сажать РН обратно? Причем даже если они все реализуют и сама ракета сядет в нужную точку, то тут море может преподнести сюрприз своей погодой. Будет шторм и все хана. Ракета будет в море. Погода в морях океанах всегда разная. Так что посадки будут в любом случае не всегда возможны только из-за одной лишь погоды, добавьте сюда еще неудачи (вдруг)  просто с пилотированием и т. д.

Edited by GVS77

Share this post


Link to post
Share on other sites

Видимо, выживание бака и девяти маршевых "Мерлинов" первой ступени того стоят.

Наверное стоят. Весь вопрос в том как часто будет это выживание.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Ну с посадкой интересный момент, в идеале хотят добиться управляемой и вертикальной посадки на платформу, но пока насколько понял, хотят максимально точно приводнить первую ступень к платформе, пока не ясно, будет ли это управляемый спуск с маневрами первой ступени или обычная баллистическая посадка с предварительно расчитанным районом посадки.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Но, в принципе, логичное решение - если ребята реально добились высокого времени работы двигателей первой ступени, при которой им достаточно сделать всего лишь ТО, а не капитально-восстановительный ремонт с заменой 70% узлов, как было у Шаттлов, то это первый реальный шаг к полноценно-многоразовым системам

Share this post


Link to post
Share on other sites

...пока не ясно, будет ли это управляемый спуск с маневрами первой ступени или обычная баллистическая посадка с предварительно расчитанным районом посадки.

 

Ну, из статьи вытекает что ни хотят именно управляемо попасть отработаной ступенью именно в белый крестик (в красном круге) на барже, с помощью многократного включения маршевых двигателей. :smile:

Edited by ATLON

Share this post


Link to post
Share on other sites

Почти получилось

Есть информация, что удалось посадить первую ступень на баржу, но посадка оказалась жесткой. Говорят, толкового видео посадки получить не удалось из-за темноты и тумана, остается смотреть на результаты прибаржения. Судно на плаву, но ей требуется ремонт. Сейчас направляется в порт.

http://zelenyikot.livejournal.com

Видево подоспЭло

Edited by Rifleman
  • Upvote 1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×